России угрожают мирным атомом |
| 2006-09-26 20:09:10 Вчера вице-президент Ирана Голямреза Агазаде, прибывший в Москву, заявил, что Иран может достроить Бушерскую АЭС без помощи России. Столь резкий выпад может означать, что Иран требует от Москвы более активно выступать в его защиту в конфликтах с Западом.
Вице-президент и глава иранского минатома Голямреза Агазаде прилетел в Москву с рабочим визитом по приглашению главы Росатома Сергея Кириенко. "Взаимоотношения с Россией для Ирана очень важны. Мы планируем обсудить вопросы строительства АЭС в Бушере и широкий спектр взаимоотношений двух стран",– заявил в ходе вчерашней встречи со своим российским коллегой Голямреза Агазаде. Однако на встрече выяснилось, что Тегеран привез в Россию очень неприятную информацию для всего "ядерного клуба".
Чем недовольны в Тегеране и чего здесь ждут от Москвы, разъяснил замглавы Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Саиди, сопровождающий Голямрезу Агазаде в его поездке в Россию. "В прошлом Россия давала нам письменные обязательства по поводу сроков поставок ядерного топлива. Однако до сих пор эти обязательства не были выполнены. Мы рассчитываем, что Россия твердо пообещает поставить топливо для Бушера",– процитировало вчера государственное телевидение Ирана слова Мохаммада Саиди. Иран не устраивают темпы строительства АЭС в Бушере. А Голямреза Агазаде заявил журналистам: "В случае если Россия окажется неспособна ввести в эксплуатацию АЭС в Бушере, иранцы смогут завершить ее строительство самостоятельно".
Отметим, угроза Ирана выглядит более чем реальной. Именно сейчас многие страны третьего мира достигают уровня экономического развития, при котором достройка АЭС и даже строительство их "с нуля" по собственным технологиям – возможное дело.
Напомним, пионером "независимого" строительства АЭС в мире была Бразилия – в конце 80-х бразильские госконцерны построили при определенной технической поддержке Siemens две атомные станции, Angra-1 и Angra-2. Сейчас на очереди Пакистан с проектом АЭС "Чашна", строящейся при поддержке КНР, Нигерия, уже имеющая в распоряжении исследовательский реактор в Университете Ахмаду Белло и запросившая МАГАТЭ о поддержке проекта строительства двух АЭС. Вчера же о собственной программе строительства с 2017 года трех АЭС заявил Египет – при этом значительную часть технологий строительства АЭС страна готова отрабатывать сама под контролем МАГАТЭ.
Впрочем, если строительство АЭС – уровень технологии, который уже не является эксклюзивом стран "ядерного клуба", имеющего в распоряжении технологии и обогащения урана, и создания ядерного оружия, то на "второй этап" – обогащение урана для АЭС – готовы перейти пока лишь Бразилия и Иран. Бразилия в 2005 году заявила МАГАТЭ о намерении в течение ближайших лет перейти к технологии промышленного, а не экспериментального обогащения и обеспечивать 60% своих потребностей в обогащенном уране собственными силами – Бразилия владеет уникальной технологией обогащения. Конфликт же вокруг программы обогащения урана Ираном и стал главной причиной проблем этой страны с США.
Технически уход с Бушера может отложить срок запуска станции, уже готовой на 95% ("Атомстройэкспорт", ведущий подрядчик строительства Бушерской АЭС, сейчас ведет ряд пусконаладочных работ на "ядерном острове" станции, а также завершает ряд работ, связанных с тепловым контуром станции), на десятки месяцев. "Наладка оборудования станции – технически самый сложный этап проекта, 'Атомстройэкспорт' уже занимается этим около года, и остановка этих работ не может быть быстро компенсирована",– заявил Ъ источник в одной из российских компаний, имеющей отношение к реализации проекта "Бушер". Но главная проблема – топливо для АЭС. Без поставок Россией топлива на Бушер энергетический запуск станции отложится до того момента, когда Иран сможет либо самостоятельно подготовить "топливные сборки", либо купить их на рынке, который вряд ли к тому времени будет для него открыт.
Отметим, вчера Голямреза Агазаде сделал еще одно заявление, явно рассчитанное на своих собеседников в российской столице. Он заявил о том, что Иран подготовил необходимую документацию для объявления тендера на строительство двух новых АЭС мощностью по 1000 МВт каждая. "Однако для объявления тендера мы ожидаем улучшения политического климата",– многозначительно заметил вице-президент Ирана. Таким образом, устами сразу двух своих представителей иранская сторона фактически выдвинула Москве ультиматум: если в кратчайшие сроки не будет завершено строительство первого блока АЭС в Бушере и в Иран не поступит российское ядерное топливо, Москва рискует потерять многомиллионное ядерное сотрудничество с Тегераном.
Таким образом, в случае с Россией Иран намерен прибегнуть к той же тактике "кнута и пряника", которую пытается применить против него самого "шестерка" мировых держав, занятых поиском путей урегулирования иранского ядерного кризиса. В Тегеране ждут от Москвы фактического признания того, что никакой иранской ядерной проблемы не существует. Возможно, Иран несколько торопит события, однако уже сейчас очевидно: самостоятельный запуск АЭС в Бушере продемонстрирует всему миру в течение нескольких лет несостоятельность концепции "нераспространения ядерных технологий" по крайней мере в области гражданской атомной энергетики.
|