2006-09-27 23:26:53 Рассматривать с двух сторон ситуацию вокруг "Сахалина-2", крупнейшего инвестиционного проекта западных нефтяных компаний, легко, приятно и удобно.
Вот как это выглядит. Позиция акционеров "Сахалина-2" (Shell – 55%, Mitsui – 25%, Mitsubishi – 20%): Минприроды РФ, выступая за отмену государственной экологической экспертизы, разрешающей строительство трубопроводов на Сахалине, ведет дело к остановке всего проекта, ставит под угрозу стабильность энергорынка в важнейшем регионе для мировой экономики – Японии и Южной Корее. Позиция Российской Федерации в лице Минприроды: никакие потери проекта "Сахалин-2", в том числе потери РФ как бенефициара соглашения о разделе продукции, не могут быть основанием для нанесения ущерба сахалинской природе. Если от этого рухнет энергобезопасность Японии – тем хуже для энергобезопасности.
Вроде все в порядке. Одни могут считать, что речь идет о конфликте экологически ответственного государства с хищнически расходующими природные ресурсы транснациональными корпорациями (они нам еще и за гамбургеры ответят!). Другие могут говорить о внезапно проснувшейся группе чиновников, из популистских соображений придирающейся к проекту Shell, которая, как ни крути, а расходует на предотвращение экологических рисков на тонну добытой нефти в разы больше, чем самая прогрессивная нефтяная компания России, не говоря уже о "Роснефти". В любом случае спор, в котором демонстративно не участвует из российской власти никто, кроме Минприроды, не выглядит как политический.
И все бы хорошо, если бы не неосторожные рассуждения главы Минприроды Юрия Трутнева, который, говоря о перспективах отмены приказа об утверждении лицензии "Сахалину-2" на природопользование, отчего-то вместе с ним начал упоминать рост сметы проекта. Напомним, компания Sakhalin Energy, оператор проекта, обсуждает совсем с другими ведомствами – Минпромэнерго и Минэкономразвития – увеличение расходов, которые компенсируются инвесторам в рамках СРП, до $20 млрд. Установить достоверную связь между возросшей с 2003 года угрозой селевых потоков трубопроводам "Сахалина-2", вырубленными деревьями и ростом объемов трат "Сахалина-2", разумеется, можно. Но никто не поверит, а вместо этого произнесут: "Шантаж".
Вот и я произнесу: шантаж. И, удивительное дело, с этим согласны в мире все, кроме российской власти. Причем шантаж, возведенный в ранг специфической государственной политики. Российские власти после многих лет поиска обнаружили, что сфера охраны здоровья граждан, экологии, защиты прав потребителя остается последней отраслью политики, в которой не существует внятных критериев оценки рисков во всем мире. Технология Геннадия Онищенко, спекулирующего на "запредельном" риске употребления поддельного молдавского вина и грузинской минеральной воды, признана эффективной и тиражируется на более крупном проекте.
Однако если шантаж Грузии и Молдавии, происходящий в сфере внешней политики, признается миром некрасивым, но в принципе допустимым (и США этим балуются), то с "Сахалином-2" все сложнее. В отличие от дипломатического мира, где действуют государства, риски шантажа, применяемого в "Сахалине-2", оцениваются сотнями тысяч инвесторов. И они будут голосовать ногами, что бы им ни объяснял о вырубленных Shell березках Юрий Трутнев. Березки имеют цену – и они не стоят $20 млрд.
|