2006-10-02 13:50:54 Минск увязывает дальнейшее сближение с Москвой с сотрудничеством в поставках газа. Серьезный разговор на эту тему состоится во время саммита СНГ 17 октября, для участия в котором в Минск прибудет президент Владимир Путин. Его белорусский коллега Александр Лукашенко созвал в минувшую пятницу пресс-конференцию для журналистов, приглашенных властями в Минск из российских регионов, и обрушился на Москву с критикой.
Лукашенко опять раскритиковал намерения «Газпрома» повысить цену на газ для Белоруссии с 46,68 до 200 долл. за тысячу кубометров с начала 2007 года: "Повышение цены на газ до таких размеров означает разрыв всех отношений. В экономике точно... Мы не умрем, но вы потеряете последнюю страну. Вы просто опозоритесь".
Однако вряд ли эти жесткие заявления означают начало нового, "холодного" этапа в двусторонних отношениях. «Белорусская сторона всегда стремилась перевести переговоры по газовым вопросам в политическую плоскость. Подобное мы наблюдали в 2004 году, когда Лукашенко жестко критиковал Россию за кратковременное отключение поставок газа», -- сказал "Времени новостей" белорусский политолог Александр Федута.
«Газпром» связывает сохранение внутрироссийской цены на поставляемые в Белоруссию энергоносители с участием в приватизации газотранспортного предприятия «Белтрансгаз», о стоимости которого стороны не могут договориться. Белоруссия оценивает его в 5 млрд долл., «Газпром» -- в 500 млн. Летом этого года было принято решение пригласить в качестве независимого оценщика нидерландский банк ABN AMRO. Ожидается, что результаты оценки станут известны в ноябре, но продвижения в переговорах пока нет. «Вы хотите рыночные цены на газ? Так купите по рыночной цене 50% «Белтрансгаза», -- объяснил свою позицию Лукашенко, отметив в эту пятницу, что «Белтрансгаз» может заинтересовать не только россиян, но и американцев. «Они же возьмут Россию за горло», -- предрек белорусский президент.
В переговорах по газу политический аспект присутствует постоянно хотя бы потому, что Минск считает приобретение энергоносителей по внутрироссийским ценам неотъемлемой частью союзного договора. Однако последние заявления Лукашенко показали, что проблема глубже. На пятничной пресс-конференции президент Белоруссии дал понять, что интеграция не будет столь тесной, как об этом мечтает кое-кто в Москве. "Я не хочу стать первым и последним президентом", -- пояснил он. И добавил: "Не надо поглощать Белоруссию. Как только мы пойдем на это, здесь будет похлеще, чем в Чечне... Наша оппозиция спит и видит себя героями национально-освободительного движения. И на это деньги ей дадут».
Белорусская оппозиция не раз высказывалась в том смысле, что отказ России от экономической поддержки Белоруссии приведет к слиянию двух стран. Косвенным подтверждением этого стало прозвучавшее в прошлом месяце предположение госсекретаря союзного государства Павла Бородина о том, что интеграционный референдум может состояться уже в декабре этого года.
«Белоруссия и не собиралась входить в состав России, просто теперь Лукашенко стал говорить об этом прямо. Думаю, что в Кремле это прекрасно понимают», -- говорит "ВН" белорусский политолог Александр Федута. По его мнению, вне зависимости от того, как решится газовый вопрос, «российско-белорусские отношения останутся в нынешнем промежуточном состоянии. Ухудшать их невыгодно никому, улучшать до состояния объединения двух стран тем более невыгодно. Это может слишком сильно обострить отношения с другими соседями».
|