2006-10-02 13:52:54 Первый после распада СССР официальный визит российского премьера на Кубу показал, что российско-кубинские отношения в формате советско-кубинского взаимодействия уже не восстановить, а наладить взаимовыгодные связи на новых условиях будет непросто. Провал в торгово-экономических отношениях, случившийся сразу после распада СССР, сказался не только на снижении в разы объемов взаимного товарооборота, но и на отношении Кубы к России как к надежному партнеру. Падение кубинского ВВП на 35% в начале 90-х годов в связи с прекращением советско-кубинского сотрудничества вряд ли способствовало сохранению хорошего отношения к стране, которая в течение нескольких десятилетий являлась главным политическим и экономическим партнером острова. Здание посольства России кубинцы порой называют «ножом, воткнутым в сердце Гаваны» (эту фразу от сотрудника посольства еще в 1996 году слышал один из российских журналистов).
Двусмысленность фразы очевидна. С одной стороны, высотное здание, верхняя часть которого действительно напоминает рукоятку ножа, несколько странно смотрится не только в районе двухэтажных особняков (занятых преимущественно посольствами), но даже на фоне многоэтажных гостиниц. С другой стороны, многие кубинцы видят в этом архитектурном ансамбле нож, воткнутый даже не в сердце, а в спину -- и не Гаваны, а всей Кубы. Впрочем, Михаил Фрадков подробно на теме утрат в двусторонних отношениях в ходе визита предпочел не останавливаться, констатировав лишь факт, что «15--17 лет активно в экономике мы не сотрудничали». Зато счел необходимым дипломатично отметить, что «узы дружбы между россиянами и кубинцами до сих пор существуют». Михаилу Фрадкову лучше знать: в 80-х годах он работал с Кубой по линии советских внешнеторговых организаций, несколько раз бывал на острове. Премьер признался, что знание проблем кубинской экономики помогло ему в ходе межправительственных переговоров. «Этот опыт позволяет избежать пустых разговоров», -- сказал он, отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей».
В ближайшие время российско-кубинские торгово-экономические переговоры будут крутиться вокруг одной темы: как наиболее эффективно использовать выделенный Кубе Россией кредит в размере 355 млн долл. (соответствующее соглашение было подписано в ходе визита г-на Фрадкова). Кредит -- связанный, он должен пойти на закупку российской машинно-технической продукции (за исключением пассажирских самолетов -- см. справку). При этом, судя по словам Михаила Фрадкова, российская сторона хочет, чтобы эти деньги были использованы на реализацию крупных проектов в энергетике, транспорте и т.д., связанных со строительством объектов, поставками сложного комплексного оборудования. Причем с участием российских проектных организаций. Поэтому, как признал премьер, он достаточно прохладно отреагировал на предложение производителей российских грузовиков и автобусов поставлять эту технику на Кубу за счет льготного финансирования. «Поставлять простые вещи -- это не то, что хотелось бы», -- сказал российский премьер после посещения международной транспортной выставки SIT-2006, где экспонировались «КАМАЗы», «ЛИАЗы» и ряд других марок продукции российского автопрома.
России, если она действительно желает вернуться на Кубу, предстоит столкнуться с серьезной конкуренцией. Вездесущий Китай, который, по оценкам ряда экспертов, стремится занять на острове место СССР, вовсю кредитует собственный экспорт на Кубу. Причем дает не только более крупные кредиты, чем Россия, но и на более выгодных условиях. При этом пытается поставлять не только товары народного потребления, но и машинно-техническую продукцию, которую Кубе готова продать и Россия, например те же автобусы.
Не последнее место среди стран, торгующих с Кубой, занимают США, хотя и ввели против острова еще в 1961 году торговое эмбарго. По некоторым оценкам, товарооборот между Кубой и США, преимущественно через третьи страны, достигает 500 млн долл. При этом объем торговли между Кубой и Россией, которая никакого эмбарго не объявляла, меньше более чем в два раза. Среди других стран, чьи позиции на острове сегодня сильнее российских, -- Венесуэла, Канада, Мексика, Испания, Италия. Одним словом, освоение кубинского рынка «на новом качественном уровне» (подобная формулировка с небольшими вариациями звучала из уст г-на Фрадкова в ходе визита чуть ли не рефреном) потребует от российский стороны не менее качественных усилий. «Не надо повторять то, что было, делать прежние ошибки. Вернуться в прошлый формат отношений сложно, да и не нужно. Мы должны по-новому использовать старый опыт. Необходимо найти рыночные схемы и использовать для поддержки сотрудничества кредитные механизмы», -- заявил журналистам Михаил Фрадков, подводя итоги первого официального визита премьер-министра России на Кубу за всю постсоветскую историю.
========================================================
Во время визита премьера Михаила Фрадкова на Кубу в Гаване было подписано соглашение о финансировании сделки по поставке партии самолетов для кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion -- двух Ил-96-300 и трех Ту-204. Документ закрепляет параметры предназначенного для этой цели синдицированного кредита, организатором которого выступит Росэксимбанк. Соглашение с российской стороны подписали председатель правления Росэксимбанка Николай Гаврилов и генеральный директор лизинговой компании «Ильюшин-финанс Ко» (ИФК) Александр Рубцов, а с кубинской -- директор Института гражданской авиации Кубы дивизионный генерал Рохелио Асеведо Гонсалес и президент Cubana de Aviacion Рикардо Сантильян. Контракт на поставку пяти самолетов на Кубу через ИФК, заключенный в апреле этого года, предусматривает предоставление российской стороной 12-летнего кредита на сумму 325 млн долларов.
В ходе визита Михаила Фрадкова также подписано рамочное российско-кубинское соглашение о создании центра по техническому обслуживанию российских самолетов на территории Кубы. Центр должен быть организован после завершения поставки партии самолетов, то есть в середине 2007 года.
|