В Грузии подсчитывают убытки |
| 2006-10-04 19:00:13 Война не начнется, а хуже не будет — так оценил ситуацию в грузино-российских отношениях президент Михаил Саакашвили после передачи главе ОБСЕ Карелу де Гухту недавно задержанных в Тбилиси российских офицеров и решения Москвы ввести против Грузии целый набор действенных экономических санкций.
Несмотря на демонстративный оптимизм президента, экономические ведомства Грузии спешно начали подсчеты возможных потерь от прекращения практически всех связей с Россией. Ведь только на введенном еще весной запрете на поставки в Россию грузинских вин и минеральных вод экономика страны потеряла свыше 40 млн. долларов, а попытки продвинуть «киндзмараули» и «хванчкару» на западные рынки в сколько-нибудь серьезных объемах президенту Саакашвили так и не удались.
Тбилиси ищет обходные маршруты
Между тем сейчас Россия пошла на куда более масштабные ограничения: со вчерашнего дня полностью приостановлено авиационное сообщение с Грузией, отменены даже редкие и не слишком регулярные железнодорожные маршруты, которые связывали две страны транзитом через Баку. Нет надежд и на возобновление автотранспортного сообщения, прервавшегося еще в июне нынешнего года из-за закрытия единственного сухопутного пограничного перехода через КПП «Верхний Ларс». Прекращено и морское сообщение на линии Батуми-Сочи.
Как подсчитали в грузинском Департаменте статистики, меньше всего экономика страны пострадает от новых ограничений в торговле: объемы товарооборота между двумя странами, дескать, невелики, основу импорта в Россию составляли именно поставки грузинских вин и минералки (56,4% от общего объема). Что касается других видов продукции, то они погоды в грузино-российском товарообороте не делали: доля крепких алкогольных напитков в импорте едва превышает 12%, на таком же уровне объемы поставок грузинских ферросплавов, чуть выше доля импорта орехов, фруктов – 19,2%.
Сложнее дела обстоят с авиаперевозками. Несмотря на то что свое решение приостановить воздушное сообщение с Грузией глава Федеральной аэронавигационной службы РФ Александр Нерадько мотивировал наличием у грузинских авиакомпаний серьезной дебиторской задолженности, превышающей сегодня 3,6 млн. долларов, в Тбилиси понимают, что все это надолго и что истинная причина такого решения Москвы не в долгах. Ведущий грузинский авиаперевозчик – компания «Джорджиан Эйрвейс» – распространил специальный пресс-релиз, в котором, без указания точных денежных сумм, говорится об ожидаемых «крупных убытках», поскольку в российском направлении компания ежегодно перевозит 75 тыс. пассажиров и сотни тонн грузов. Сейчас в Тбилиси просчитывают варианты «обходных» маршрутов в российском направлении – через Баку или Киев, но это существенно увеличит себестоимость перевозок, вызовет повышение цены на авиабилеты. Параллельно компания «Грузаэронавигация» пытается добиться отмены запрета через международные структуры. Как говорится в распространенном вчера в Тбилиси пресс-релизе «Грузаэронавигации», грузинские авиакомпании намерены обратиться в Международную организацию гражданской авиации «для обжалования того политического решения, которое было принято руководством России». В то же время в «Грузаэронавигации» отмечают, что никаких ответных действий в отношении российских компаний не будет. Что же касается иных средств транспортного сообщения, то здесь ущерб, по мнению министра финансов Грузии Алекси Алексишвили, будет малоощутимым.
Другое решение – запретить денежные переводы в Грузию – тут же вызвало нездоровый ажиотаж в тбилисских пунктах по обмену валюты. Здесь перестали принимать к обмену российские рубли. Правда, Национальный банк Грузии уже вчера признал незаконность действий излишне перестраховавшихся «менял». Пока речь идет о запрете на почтовые переводы из России в Грузию, но в республиканском Нацбанке пытаются подстраховаться и на случай, если запрет коснется любых банковских перечислений и электронных переводов, и уже создали рабочую группу для минимизации возможных негативных последствий. Последствия между тем могут быть весьма серьезными: только за 8 месяцев нынешнего года в Грузию из России было перечислено 219 млн. долл. (67% всех переводов из-за границы). Для сравнения: сумма переводов в Грузию из США за это же время составила 32 млн. долларов (9,8%), из Греции – 9,9 млн. долл. (3%). В годовом же разрезе из России в Грузию переводится до 2 млрд. долларов, что близко к 20% республиканского ВВП.
В то же время в Тбилиси не склонны излишне драматизировать ситуацию и в этой сфере. Здесь утверждают, что финансовые санкции и запреты на денежные переводы в Грузию «мало что изменят, так как Грузия является членом международной банковской системы, и введенные Россией санкции на весь мир не распространяются». Более того, здесь намекают на то, что от запрета на банковские переводы больше, чем Грузия, пострадает Россия, которая лишится процентов, получаемых российскими банками за каждый денежный перевод. А еще в Тбилиси заявляют: если перечислениям будет поставлен какой-нибудь заслон, обязательно будет найден другой путь – через третьи страны.
Расчет на союзника по ГУАМ
Опять же на третьи страны рассчитывают в Тбилиси и с поставками энергоносителей. Россия пока, правда, не заявляла о прекращении поставок в Грузию своего природного газа, но исключать такую меру оснований тоже нет. По данным Минтопэнерго республики, в этом году Грузия собиралась закупить у России около 2 млрд. кубометров газа по цене 110 долларов за тыс. куб. м. Найти замену этим поставкам Тбилиси вряд ли удастся. Хотя министр Ника Гилаури и утверждает, что благодаря подписанному в Ереване трехстороннему Меморандуму о взаимопонимании с Ираном и Арменией страна сможет с минимальными потерями выйти и из этой ситуации. «Благодаря соглашению, а еще есть договоры, ранее заключенные с Турцией и Азербайджаном, мы в случае необходимости можем рассчитывать на поставки дополнительных объемов газа и электричества. Газ будет закупаться, а потребленное зимой электричество мы будем возвращать Армении, Ирану и Турции в летний период, когда наши электростанции способны вырабатывать излишек электроэнергии», – заявил Гилаури журналистам.
Действительно, в период зимнего энергокризиса 2005–2006 годов Тбилиси организовал поставки природного газа из Ирана. Но ведь, как оказалось, тогда цена иранского газа в два с лишним раза превышала российский тариф – 230 долларов за тысячу кубометров, и это серьезно ударило по бюджету республики.
Сейчас в Тбилиси больше рассчитывают на помощь союзника по организации ГУАМ–Азербайджан. Тем более что еще до нынешнего грузино-российского кризиса в Баку заявляли, что могут в нынешнем году продать Грузии часть объемов газа с месторождения Шахдениз, предназначенных для Турции. Речь идет об объемах, достигающих 300 млн. кубометров вместо ранее обещанных 60 млн. В то же время, если Грузии понадобятся дополнительные объемы, то она может задействовать «зимний» иранский вариант, в котором Азербайджан может сыграть роль транзитной страны. Газ может прокачиваться из Ирана в Грузию по существующему с советских времен маршруту Астара (Иран)–Баку–Казах (Азербайджан)–Марнеули (Грузия).
Однако в Тбилиси понимают, что нейтрализовать все негативные последствия уже введенных Россией и ожидаемых экономических санкций вряд ли удастся. Видимо, поэтому грузинское руководство предпочло за благо резко снизить критический накал заявлений в адрес Москвы. Тот же президент Саакашвили, скажем, в понедельник уже говорил о том, что «не хочет эскалации напряженности с Россией и всегда выступает за нормальные межгосударственные отношения». Но время, похоже, уже упущено.
|