Красноречивое молчание президентов |
| 2006-10-06 21:25:42 Пить боржоми в обозримом будущем мы, судя по всему, действительно не будем. И не потому, что эта вода не по вкусу главному санитарному врачу России. Дело в том, что Грузия уходит – в другое содружество и иное политическое и экономическое измерение. И этот уход знаменует новый этап в истории постсоветского пространства – начало развала СНГ и переход входящих в него стран с многосторонних отношений на двусторонние, о котором все члены Содружества тайно или явно мечтали давно. Грузия, начавшая процесс раскола СНГ в 1996 году (состоявшийся тогда в Кишиневе саммит Содружества был назван провальным из-за критики со стороны президентов Грузии, Казахстана и Молдавии), завершила его десять лет спустя. Даже ярые сторонники сохранения единства считают, что «если камни уже начали падать, то скоро Содружество ожидает беспрецедентный камнепад, и Грузия – это только цветочки». Причина того, что происходит сегодня в отношениях Грузии и России, – следствие нереализованности проекта СНГ.
Юбилейный саммит Содружества, который с помпой планируется отметить в Минске в середине октября, получится скорее всего прощальным. И клуб президентов недосчитается в этот раз нескольких членов. Михаил Саакашвили не прибудет на торжество однозначно. Сапармурат Ниязов давно игнорирует такого рода встречи. При нынешнем раскладе под вопросом остается и приезд на саммит Виктора Ющенко, который оказался единственным главой государства из СНГ, который не просто поддержал президента Грузии в его скандале с Россией, но и предложил ему помощь – миротворческую и посредническую. Все остальные лидеры стран Содружества в конфликте Грузия–Россия держат паузу, но она, как это обычно бывает, говорит о многом.
Молчит Кишинев, входящий вместе с Грузией и Украиной в другое региональное объединение – ГУАМ. Но ни для кого не секрет, что отсутствие официальных заявлений руководства Молдавии – всего лишь тактический ход: в России трудится, по разным данным, от 500 тысяч до миллиона молдавских граждан, и президент Владимир Воронин понимает, что если их начнут высылать из российских городов, как грузин, то экономика его маленькой страны понесет существенные потери. Однако здесь очень недовольны референдумом, который проведен в Приднестровье под патронажем России о независимости этого региона и последующем присоединении его к РФ. И Кишинев просит Евросоюз, а также ООН сменить российских миротворцев в зоне приднестровского конфликта на международные «голубые каски». Собственно, молдаване делают то же, что и грузины, только без лишнего шума. И если процесс выхода из СНГ пойдет, то следующим, кто вслед за Грузией хлопнет дверью, будет именно Молдавия.
Далеко не безоблачны отношения у других членов СНГ – Азербайджана и Армении, которые не могут договориться по Нагорному Карабаху. И эта недоговоренность зачастую вменяется в вину России.
Преданным идее восточной интеграции остается Минск, но только внешне. В отношениях Белоруссии с партнером по Союзному государству не все обстоит так, как хотелось бы Александру Лукашенко. А именно отношения с Россией являются определяющими внутри СНГ. В перспективе Москва может сохранить действительно союзнические отношения лишь со странами Центральной Азии – Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. Но в их основе лежат не политические, а прагматические интересы, за которыми – трубопроводы и линии электропередачи. Несмотря на это, и ЕврАзЭС уже не представляется, как раньше, «правопреемником» СНГ. Эта структура также неустойчива. Киргизия пока склоняется к России, но из-за бедности и оборонной незащищенности. Узбекистан не раз демонстрировал смену внешнеполитических ориентиров, и сегодня держится за Москву из-за солидарности в вопросе о применении силы во время событий в Андижане. Таджикистан, взявший изначально курс на Россию, тем не менее также посматривает на Запад и не отказывается от идущих оттуда грантов. Казахстан, пожалуй, самый надежный, но при этом самодостаточный и самостоятельный партнер РФ, который в чужую (в том числе и российскую) игру играть не будет, а станет вести собственную партию. Потому на смену отмирающему СНГ вряд ли придет другая жизнеспособная интеграционная структура. Это не плохо и не хорошо – просто так «карта» легла. Беда в другом: страны, входящие в СНГ, разводятся не с Содружеством, они уходят от России. И Россия в результате рискует оказаться в недружественном окружении, причем этот пояс враждебности она создает себе сама, демонстрируя на примере Грузии полное отсутствие национальной и рациональной дипломатии.
|