Взорванное нераспространение |
| 2006-10-10 10:43:00 Вчера Северная Корея провела первые испытания собственного ядерного оружия, во всяком случае объявила об успешном его испытании. Режим нераспространения ядерного оружия трещит по швам, а международное сообщество ничего не может с этим поделать. Вчера КНДР продемонстрировала, что ее желанию обзавестись ядерным оружием пока не мешают ни резкое противодействие США, ни критика соседей и ни угрозы санкций. Не обращает внимания Пхеньян и на попытки России не допустить силового сценария. Северные корейцы не боятся кнута и не реагируют на пряники, а делают все то, от чего мягко просила их удержаться Москва на фоне угроз Вашингтона применить силу. Некоторые международные эксперты полагают, что Пхеньян просто блефует. Однако в Москве на этот счет не сомневались. Первый вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов доложил президенту, что «нет никаких сомнений» в том, что северокорейский взрыв накануне ночью был ядерным. По словам министра, вчера, в 5 35 минут по московскому времени технические средства Минобороны зафиксировали в КНДР подземный ядерный взрыв мощностью от 5 до 15 килотонн. «Нам точно известно и место проведения испытаний», - сказал министр, добавив, что после них «экологическая обстановка на территории России, в том числе в Приморском крае, «находится в норме». По данным разведки Южной Кореи, испытание было проведено у города Кильччу северо-восточной провинции Хамген-Пукто.
Это чуть более 200 километров от границ с Россией. «Россия, безусловно, осуждает испытания, проведенные Корейской Народно-Демократической Республикой», - заявил вчера Владимир Путин. Он подчеркнул, что «дело не только в самой Корее», а «в огромном ущербе, который нанесен процессу нераспространения оружия массового уничтожения в мире». Президент поручил Минобороны постоянно держать его в курсе дела по поводу ситуации в КНДР, а МИДу (куда был тут же вызван на ковер посол КНДР в Москве) - провести по этому же вопросу консультации в Совбезе ООН. Несколько позже Владимир Путин и президент США Джордж Буш по телефону обсудили возможные действия в отношении КНДР. Российский президент выразил надежду на возвращение Северной Кореи в переговорный процесс. Совбез ООН, осудивший испытания, в экстренном порядке обсудил вчера последствия удара, который нанесла по режиму нераспространения ядерного оружия Северная Корея. Важно и то, что ведущие страны мира, включая Россию, США, Китай, Японию и Южную Корею договорились, что выработают единую позицию. Правда, Москва и сейчас более осторожна, призывая «реагировать взвешенно, с определенной сдержанностью и холодным рассудком». Заявивший об этом постпред России при Собвезе ООН Виталий Чуркин признал, что американцы оперативно внесли на рассмотрение коллег очень жесткий проект резолюции по Северной Корее. Предположительно там идет речь о санкциях и допускается применение военных мер воздействия. США уже рассматривают возможность направления к берегам КНДР кораблей своих ВМС. Об этом сообщил вчера на условиях анонимности высокопоставленный представитель Белого Дома. По его словам, «это не будет блокадой, но мы могли бы досматривать все корабли, следующие из Северной Кореи и в нее». Однако Виталий Чуркин заявил, что «ни о каких силовых мерах» речь идти не может, хотя «на карту поставлен режим нераспространения и состояние международной безопасности». Постпред США при ООН Джон Болтон пояснил, что его страна внесла на рассмотрение Совбеза «элементы проекта резолюции» по Северной Корее, где возможные воздействия подведены под действие главы VII Устава ООН, предусматривающей применение санкций при возникновении угрозы международному миру и безопасности. Болтон заметил, что был «приятно удивлен» единодушием в Совбезе, где, по его словам, «не было никого, кто пытался бы защитить Северную Корею». Тем не менее, как видим, различия в подходах Москвы и Вашингтона сохраняются. Возможно, это вызвано тем, что «главный удар» от произведенных испытаний «получили США». Такое мнение высказал в интервью «Времени новостей» председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов.
Он считает, что «испытания продемонстрировали всему миру, что США - не эффективный лидер в переговорах с КНДР». «Не менее серьезный удар получил и Пекин, всячески поддерживавший КНДР», - уверен г-н Караганов. «Ряд стран Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Иран, получили дополнительный стимул для создания собственного ядерного оружия, и это очень опасно», - подчеркнул российский политолог.
Северная Корея, не исключено, попытается провести повторные испытания. Южнокорейские источники утверждают, что в пользу этого говорит продолжающаяся активность на северокорейском полигоне. Вчерашний же взрыв Пхеньян приурочил, по всей вероятности, к двум датам - к девятой годовщине избрания Ким Чен Ира генсеком Трудовой партии КНДР (8 октября) и к вчерашнему окончательному выдвижению на пост генсека ООН г-на Пан Ги Муна, главы МИДа Южной Кореи, страны, с которой враждует ее северный сосед. «КНДР показала всем, что она способна перейти от ядерных исследований к разработке непосредственно ядерного оружия», - так прокомментировал «Времени новостей» случившееся вице-президент Коллегии военных экспертов генерал-майора Александр Владимиров. Однако, несмотря на поднявшуюся шумиху, российские эксперты «Времени новостей» сильно сомневаются в том, что КНДР провела испытание готового компактного ядерного боеприпаса.
Член-корреспондент РАН Василий Михеев в интервью нашей газете заявил, что необходимо «в первую очередь получить достоверные подтверждения, что это был ядерный взрыв, а не его имитация». Но, по мнению Михеева, не так уж и важно, «блефует Пхеньян или нет», международному сообществу надо в любом случае «использовать ситуацию», чтобы «выработать единую позицию, направленную против Северной Кореи, пугающей мир ядерным оружием». Эта позиция «должна включать жесткие меры, связанные с сильным политическим давлением и даже санкциями».
А вот председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов с санкциями призывает не спешить. «От северокорейского режима можно ждать любых сюрпризов. Экономика страны в ужасном экономическом состоянии. Санкции могут привести к голоду, социальному взрыву, последствия которых в ядерной державе еще более страшны». По его мнению, даже единичное ядерное устройство в руках Пхеньяна «должно заставить близлежащие страны предпринять меры по возможной защите от новой ядерной угрозы»: «Это может выразиться в создании региональных систем противоракетной обороны вокруг Северной Кореи, и в этих условиях США, бесспорно, получат новый аргумент в пользу создания систем противоракетной обороны космического базирования. Но все наши собеседники сошлись во мнении, что после северокорейского испытания в регионе возникла новая военно-политическая реальность, требующая адекватного ответа Москвы.
|