2006-10-10 11:11:11 "Газпром" будет разрабатывать Штокмановское месторождение без иностранных партнеров. Это сенсационное заявление вчера сделал глава "Газпрома" Алексей Миллер. Ранее монополия заявляла о желании обменять долю в этом проекте на прямой доступ к внутренним рынкам западных стран. Новая концепция, согласно которой "Газпром" будет разрабатывать месторождение самостоятельно и поставлять газ по Северо-европейскому газропроводу в Германию, свидетельствует о смене энергетической стратегии России.
Столь быстрого решения проблемы Штокмановского месторождения не ожидал никто. Партнеров по освоению Штокмана, крупнейшего газового месторождения в Баренцевом море, "Газпром" предполагал еще в феврале 2006 года. Тогда проект рассматривался как коммерческий: предполагалось, что с несколькими партнерами из объявленного в сентябре 2005 года "короткого списка" (американские Chevron и ConocoPhilips, норвежские Statoil и Hydro, французская Total) разработают месторождение и построят завод сжиженного природного газа. Суммарная стоимость проекта составила бы $18 млрд. Однако 25 апреля "Газпром" из-за разногласий по поставкам газа в ЕС отложил на неопределенное время выбор партнера, и далее вся информация о будущем Штокмана появлялась лишь в связи с различными внешнеполитическими дискуссиями России с Западом.
Вчера дискуссии были завершены. В телеэфире российского телеканала Russia Today, вещающего на страны ЕС и Америки, Алексей Миллер сообщил о принятом только что решении правления "Газпрома". Партнеров по Штокману у "Газпрома" не будет: месторождение будет разрабатываться Россией самостоятельно. Не будет пока и завода по сжижению газа: ресурсы Штокмана будут направляться в первую очередь в газопровод Nord Stream (ранее – Северо-Европейский газопровод), приоритет в поставках отдан Германии.
Таким образом, Владимир Путин, начинающий сегодня двухдневный визит в Германию, привезет федеральному канцлеру Ангеле Меркель неожиданный подарок. Во время российско-германо-французского саммита в Компьене 23 сентября Владимир Путин уже сообщал Ангеле Меркель и президенту Франции Жаку Шираку о готовящемся в недрах "Газпрома" решении по "переориентации" поставок газа со Штокмановского месторождения в Баренцевом море в ЕС. Тогда это воспринималось как требование к США поскорее определяться с тем, какие уступки Джордж Буш сделает Владимиру Путину за Штокман – в противном случае этот газ будет перенаправлен в Nord Stream, а разрабатывать месторождение будут норвежские компании и французская Total. Вчера выяснилось, что ни Норвегия, ни Франция не будут допущены к ресурсам Баренцева моря.
Мало того, Владимир Путин не сможет предложить Штокман и Ангеле Меркель. Он сделает ей более масштабное предложение – сделать Германию главным энергопартнером России в Европе и главным ее представителем в Евросоюзе.
По словам Алексея Миллера, "разработку месторождения 'Газпром' будет вести самостоятельно, без привлечения иностранных партнеров, поскольку они не смогли предоставить активы, соответствующие по объему и качеству запасам Штокмановского месторождения". Объявление было подобно разорвавшейся бомбе – Chevron, ConocoPhilips, Statoil, Hydro, Total ожидали со дня на день объявления победителей проекта. Вчера во всех компаниях "до выяснения всех обстоятельств" отказались комментировать происходящее. Но все опрошенные Ъ эксперты отмечают, что "Газпром" задержит сроки добычи газа на Штокмане. Игорь Куренной, аналитик ING Barings, сказал: "Рынок может быть разочарован этим заявлением 'Газпрома'. Самостоятельное освоение месторождения потребует больше времени, а значит, проект по добыче и экспорту газа отодвинут в будущее". Фактически это подтвердили Ъ источники в "Газпроме", сообщив, что, скорее всего, Nord Stream будет обеспечиваться на первом этапе запасами Южно-Русского и Бованенковского месторождений, а лишь затем к нему будет подключен трубопровод от Штокмана.
Источник, близкий к норвежским компаниям, считает, что подобным решением Россия обидела все международное сообщество, поступив "настолько грубо и по-медвежьи", что теперь можно ожидать международной обструкции России. По его словам, норвежские компании долгое время работали с уверенностью в том, что они уже отобраны для этого проекта. И поскольку заявление прозвучало в тот же временной период, что и публичное давление на британо-голландскую Shell, инвесторы будут относиться к России как к стране, не выполняющей свои условия. Собеседник Ъ подчеркнул, что "Газпром" не разработал ни одного морского месторождения и не справится с этим самостоятельно к 2011 году, поскольку "технологию нельзя купить – ее нужно отработать". Однако год назад один из руководителей проекта в "Газпроме" полушутя говорил зарубежным партнерам: "Вы передали нам все технологии, теперь мы сможем сделать все сами".
Другой источник Ъ, близкий к Total, подчеркивает, что возможные технологические риски гасятся преимуществами, которые получит "Газпром" от сохранения в своей собственности ресурсной базы. А европейские партнеры по Штокману могут участвовать в проекте в качестве подрядчиков. Так, по его словам, Total подходит на роль строителя завода СПГ, а норвежские компании – для прокладки труб и подводных скважин. По его мнению, норвежцы согласятся и на подрядную модель. Хотя представитель норвежских компаний считает, что без допуска к ресурсам участие в Штокмане их не заинтересует.
Отраслевые эксперты отмечают, что "Газпром" использовал схему, по которой работает Иран на месторождении Южный Парс. Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" считает, что неудовлетворение схемой СРП по проектам "Сахалин-2" и "Сахалин-1" привело к переосмыслению роли государства в освоении ресурсной базы. Поскольку первоначально предполагалось осваивать Штокман на условиях СРП, а "Газпром" с самого начала хотел продавать весь газ по устраивающей его цене, проект нужно было перевести на уровень национального налогообложения.
Так или иначе, Штокман в "национальном режиме" еще достаточно не скоро будет поставлять газ в Европу. Тем не менее, по данным Ъ, сегодня Владимир Путин подтвердит на встрече с Ангелой Меркель, что Россия гарантирует Германии дополнительные ежегодные поставки газа в 25-45 млрд кубометров в год в течение 50-70 лет. Взамен Россия предложит Германии ускорить создание "общего энергетического пространства" – синхронизировать энергосистемы России и ЕС.
По информации Ъ, Владимир Путин предложит привлечь немецкие концерны Siemens, RWE и Е.ON к разработке ТЭО и реализации (путем крупных немецких инвестиций) проекта по интеграции энергосистем России с энергосистемами Евросоюза. По информации Ъ, Siemens уже проявил готовность участвовать в этом российском проекте. В связи с тем что в Германии готовится решение о свертывании национальной угледобычи к 2018 году и закрытии ряда АЭС, Россия готова значительно увеличить поставки российского угля на германский рынок при условии встречных поставок в Россию современного немецкого горнодобывающего оборудования.
Энергетический альянс требует совместных действий – и Владимиру Путину есть о чем попросить Ангелу Меркель. Так, Москву сильно раздражает активность правительства Польши по пропаганде идеи заключения панъевропейского договора о сотрудничестве в сфере энергетической политики. Новое правительство Польши обеспокоено резким падением транзитных доходов в том случае, если поставки газа в Европу через Польшу уменьшатся. Поэтому Варшава политизирует эту проблему, лоббируя (с подачи США) проект "энергетического НАТО" для Восточной Европы. Одно из главных предложений России, которое, как ожидается, будет предложено на встрече,– совместное противодействие этой идее. Отметим, на минувшей неделе министр иностранных дел Сергей Лавров попытался склонить президента Польши Леха Качинского и его брата-близнеца Ярослава Качинского к "мировой" по Nord Stream. Однако глава внешнеполитического ведомства этой страны Анна Фотыга повторила, что не видит "никакой возможности присоединиться к Nord Stream" и считает проект "угрозой для энергобезопасности Польши". При этом, по сообщениям польских СМИ, компания RosUkrEnergo уже в течение двух недель не поставляет в Польшу законтрактованный газ – в самой компании, впрочем, это отрицают.
Отметим, пока неизвестно, как воспримет Ангела Меркель сегодня предложение Владимира Путина создать "энергетическую ось" Москва–Берлин: на одной чаше весов – гарантированные поставки газа из России на десятилетия, на другой – альянс со страной, буквально вчера расторгшей все договоренности по "энергетической безопасности", принятые на саммите G8, и фактически провозгласившей "энергетический изоляционизм". Впрочем, Владимиру Путину отступать некуда: Ангела Меркель до сегодняшнего дня остается последним крупным политиком мира, с которым Россия и "Газпром" еще не успели поссориться. Альянсы с США, Китаем, которому так и не подтверждены поставки газа, Францией, Норвегией и Италией уже вряд ли возможны.
|