"Вступив в ВТО, Россия получит большие преимущества" |
| 2006-10-13 12:52:38 На днях Москву посетил заместитель директора исследовательского департамента Международного валютного фонда (МВФ) Чарльз Коллинз. В Высшей школе экономики он прочитал лекцию, посвященную докладу МВФ о перспективах развития мировой экономики. В интервью обозревателю «Времени новостей» Михаилу ВОРОБЬЕВУ Чарльз КОЛЛИНЗ прокомментировал ряд основных положений доклада.
-- Г-н Коллинз, на ваш взгляд, приспособилась ли мировая экономика к высоким ценам на нефть? Насколько этот фактор влияет на развитие стран -- импортеров нефти, стран-экспортеров?
-- С нашей точки зрения, мировой экономике хорошо удается приспосабливаться к высокой цене на нефть. В отличие от 70-х годов прошлого века, когда происходили кризисы из-за резкого повышения нефтяных цен, сейчас таких кризисов, серьезных потрясений в мировой экономике заметно не было. Почему? Я бы назвал три основные причины. Первая заключается в том, что мировая экономика сегодня гораздо меньше зависит от энергоресурсов, она стала менее энергоемкой. Особенно это касается развитых стран. Энергоемкость по отношению к ВВП там снизилась. Вторая причина в большем доверии к центральным банкам, которые могут объяснить и населению, и властям, что резкое повышение цен на нефть -- временное явление, что инфляция, конечно, будет, но это также временное явление, и через какое-то время произойдет коррекция. Центробанкам не приходилось в последнее время применять такие жесткие меры кредитно-денежной политики, как раньше, в 70-е годы ХХ века. Третья причина в том, что сейчас цену на нефть повышают страны-потребители, то есть спрос, а не страны-производители, как было 30 лет назад. Тогда, как вы помните, страны ОПЕК договорились и сократили предложение, и из-за этого цена резко пошла вверх.
Хотя я и сказал, что экономика приспособилась, это не значит, что она совсем приспособилась. Еще потребуется время, чтобы это повышение экономика переварила полностью, чтобы инвестиционные и потребительские решения соотнеслись с новыми реалиями. Так, например, станы -- экспортеры нефти, получая большие доходы, принимают соответствующие инвестиционные решения, перестраивают свою бюджетную политику, повышая расходы. В странах -- потребителях нефти также приспосабливаются к высоким ценам, например, стараются покупать автомобили, которые используют меньше бензина и т.д. Подводя итог, скажу, что полностью мир приспособится к сегодняшним ценам на нефть в течение примерно 10--15 лет.
-- Можно ли в таком случае говорить, что в ближайшие 10--15 лет не стоит ожидать существенного снижения нефтяных цен?
-- Да, наша точка зрения состоит в том, что в будущем цены окажутся выше, чем они были в прошлом. На рынке произошли фундаментальные изменения, связанные прежде всего, как я уже говорил, с повышением спроса не нефть. Но я не хочу сказать, что цены обязательно останутся на сегодняшнем уровне. Они могут снизиться. Во-первых, могут быть разведаны новые месторождения нефти, что увеличит предложение, или же открыты новые источники энергии. Во-вторых, потребители приспособятся и будут выбирать более энергоэффективное оборудование.
-- Ниже какого уровня, по оценкам МВФ, нефтяные цены не опустятся уже никогда?
-- Мы рассчитываем, что цена не нефть не опуститься ниже 40--45 долл. за баррель. Но это при том условии, если глобальная экономика будет развиваться примерно теми же темпами, которыми она развивается сейчас. Если допустить, что возникнет спад (который мы не прогнозируем, но кто знает), тогда нефтяные цены опустятся из-за снижения спроса.
-- Российская экономика сильно зависит от мировых цен на нефть. Растут расходные обязательства бюджета. Как вы считаете, не ждут ли Россию в среднесрочной перспективе экономические проблемы в связи со снижением нефтяных цен до уровня, о котором вы говорите? Достаточны ли меры, которые принимает российское правительство, чтобы избежать такого развития событий?
-- Я не специалист по российской экономике, но могу сказать, что, с моей точки зрения, российское правительство приняло очень разумное решение, создав стабилизационный фонд, который может послужить подушкой безопасности в случае падения цен на нефть. Действительно расходы российского бюджета увеличились, но по сравнению с доходами не так сильно. Поэтому мы считаем, что в среднесрочном периоде российский бюджет вполне может повышать расходы. Что касается краткосрочного периода, то тут надо быть более осторожным: если наращивать расходы очень быстро, экономика может перегреться, может повыситься инфляция. Необходимо также, чтобы одновременно с повышением расходов проводились структурные реформы в сферах образования, здравоохранения, государственной службы. Тогда расходы будут эффективными, принесут результат. Сначала необходимо реформировать эти сектора, чтобы наладить их эффективную работу и эффективное потребление ресурсов.
-- По вашему мнению, какие основные факторы будут влиять на развитие мировой экономики в ближайшие годы?
-- Очень важный фактор -- рынок жилья в США. Цены там повышались очень резко. Сейчас происходит коррекция. Но весь вопрос в том, как это повлияет на экономическую активность в США и соответственно каким образом это ретранслируется на весь мир.
Также сыграет свою роль инфляционное давление, особенно в Соединенных Штатах. Экономическая активность замедляется, а зарплата растет, поэтому соответственно затраты на оплату труда повышаются. В складывающейся ситуации Федеральной резервной системе, может быть, придется вновь повысить ставку рефинансирования. О том, что это возможно, уже говорил глава ФРС. Третий фактор риска -- большой дефицит платежного баланса Соединенных Штатов. До сих пор он финансировался остальным миром, но остальной мир в любой момент может сказать, что он не хочет более покупать американские активы. Тогда возможны проблемы.
-- По оценкам Международного валютного фонда, темпы роста мировой экономики будут замедляться. Согласно прогнозу Фонда, в этом году рост составит 5,1%, а в следующем только 4,6%. В чем причина?
-- Существуют ограничения для роста, связанные, например, с объемом инвестиций, количеством и качеством трудовых ресурсов. Плюс к этому инфляционное давление, сложности со стороны предложения. Не думаем, что замедление будет резким, надеемся на «мягкую посадку».
-- На ваш взгляд, как в ближайшие год-два будут себя вести мировые валюты, в частности, пара доллар--евро?
-- Мы не комментируем движение валют. Очень сложно давать прогнозы в этой сфере.
-- Как вы оцениваете роль стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), в частности России, в мировом экономическом развитии?
-- Страны БРИК играют очень важную роль в современной мировой экономике. Россия, Китай и Индия растут очень быстро. Их доля в мировой экономике повышается. Но очень важно, чтобы эти страны вышли на траекторию устойчивого и сбалансированного развития, чтобы они не зависели в такой большой степени, как сейчас, от экономики США, других развитых стран, куда идут основные объемы экспорта, и перестали быть вагонами, которые тянет локомотив в виде экономик ведущих государств. Страны БРИК должны развивать торговое сотрудничество с другими развивающимися государствами, а также увеличивать внутренний спрос, чтобы именно он стал одним из основных источников роста. Кроме того, было бы правильно более глубоко вовлечь страны БРИК в процесс принятия глобальных экономических решений, в частности в рамках Всемирной торговой организации. Уверен, что Россия, вступив во Всемирную торговую организацию, получит большие преимущества. Откроются рынки, она сможет лучше торговать своими товарами, более эффективно использовать импорт.
Что касается вопроса конкурентоспособности, я не думаю, что это большая проблема. Потому что российские экспортные товары (помимо нефти и нефтепродуктов) и сейчас достаточно конкурентоспособны на мировых рынках, на них имеется хороший спрос.
|