2006-10-25 08:59:58 Отсутствие языкового барьера в общении представителей России с зарубежной диаспорой еще не гарантирует полного взаимопонимания. Начавшийся вчера в Санкт-Петербурге Всемирный конгресс соотечественников продемонстрировал, что желание российской власти мобилизовать на удвоение ВВП и иных высоких социально-экономических показателей квалифицированную рабочую силу из числа русскоязычных жителей стран ближнего и дальнего зарубежья не совсем удовлетворяет интересам последних. Соотечественники, до сих пор остающиеся в Средней Азии, Закавказье и уж тем более в государствах Прибалтики, ждут от исторической родины, скорее, не приглашений на ПМЖ в российскую глубинку, а политической и экономической поддержки, а также юридической защиты своих прав. Широко разрекламированная государственная программа возвращения соотечественников, рассказать о которой диаспоре в Санкт-Петербург приехал сам президент Владимир Путин, не могла не вызвать у делегатов конгресса одобрения - хотя бы потому, что раньше таких условий репатриантам в России не предлагалось, да и в бюджете-2007 на эти цели уже заложено 4,6 млрд рублей. Обещания же по мере сил поддержать тех, кто на историческую родину не торопится, подкреплены суммой на порядок меньшей - 342 млн. рублей. Г-н Путин сам признал, что это «не такие уж большие деньги».
Российские власти особо не скрывали, что конгресс в Санкт-Петербурге будет использоваться как место для популяризации очередной инициативы российского президента, утвердившего в конце июня этого года своим указом госпрограмму по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Накануне форума, на который приехали представители российской диаспоры из 78 стран, руководители Федеральной миграционной службы отрапортовали об открытии в странах СНГ пяти специальных представительств для помощи репатриантам, о своей готовности обеспечивать их гражданством в рекордные (всего за полгода) сроки и о желании регионов обеспечить жильем, работой и подъемными средствами первых 50 тысяч соотечественников уже 2007-м и до 300 тысяч - в ближайшие три года.
Вчера же презентацию программы продолжил сам президент, оговорившись, впрочем, что она «не преследует целью любой ценой вернуть людей в Россию». Но «тем, кто примет решение о переезде в Россию», глава государства пообещал «оказывать всемерную поддержку». «Переселенцев готовы принять двенадцать регионов, власти которых уже представили на согласование в правительство свои конкретные предложения по трудоустройству переселенцев и членов их семей, а также четко сформулированный социальный пакет поддержки», - заверил Владимир Путин. Представлявшая на конгрессе законодательную ветвь власти вице-спикер Госдумы Любовь Слиска утверждает, что в соцпакет поддержки могут со временем войти не только подъемные деньги, медицинская страховка и право на пенсионное обеспечение, но и налоговые льготы. По ее мнению, репатриантов, желающих развивать в России малый и средний бизнес, стоило бы «освобождать от налогов на три-пять лет».
Впрочем, совсем уж тепличных условий переселенцам никто не обещает. Понятно, что администрации всех 12 регионов, изъявивших желание софинансировать госпрограмму возвращения соотечественников - а это Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Новороссийская, Тамбовская, Тверская и Тюменская области, - заинтересованы, в первую очередь, не в бизнесменах, а в квалифицированных кадрах для производства и социальной сферы. Например, Ленинградской области, по словам губернатора Валерия Сердюкова, требуется порядка 15 тысяч специалистов для химической промышленности, машиностроительной отрасли, гидростроительства. Более того - квалификацию репатриантам придется подтверждать. Это дал понять и президент Путин, заявив вчера, что «по принципу крови набирать кадры в российские компании не представляется возможным».
Наверняка соотечественников, особенно с постсоветского пространства, знающих не понаслышке о трудностях репатриантов первой волны, возвращавшихся на историческую родину после развала СССР и посвятивших последний десяток лет жизни борьбе с российской бюрократией за официальный статус переселенца, не сильно вдохновили пассажи президента, обращенные уже не к диаспоре, а к чиновникам. «Самые высокие замыслы могут быть сведены на нет равнодушием, бюрократизмом, волокитой и безответственностью, иногда только один чиновник, заматывающий решение конкретного вопроса, может разрушить доверие и надежды огромного количества граждан», - вынужден был признать на конгрессе соотечественников Владимир Путин. На фоне этого признания заявление глава государства о том, что уже в начале следующего года Россия законодательно упрощает процедуру легализации трудовых мигрантов, что «в немалой степени затрагивает интересы соотечественников из стран СНГ», звучало уже не столь утешительно.
Впрочем, по выступлениям представителей диаспор и так было ясно, что интересы соотечественников лежат в несколько иной плоскости. Представлявший Казахстан Алексей Лобанов дал понять, что его земляков сейчас больше волнует проблема повышения статуса русского языка в соседней республике. Г-н Лобанов предложил российским руководителям подумать о создании в Центральной Азии регионального центра русского языка - в том числе и для поддержки русскоязычных учебных заведений во всех азиатских республиках бывшего СССР. Представители диаспор в Грузии и Прибалтике искали помимо этого еще и политическую поддержку. Глава Союза российских соотечественников Грузии Валерий Сварчук, в частности, напомнил российским властям, что «положение соотечественников зависит и от российско-грузинских отношений», а также посетовал на то, что российские предприниматели, ведущие бизнес в Закавказье, «не проявляет интерес к диаспоре в Грузии». Лидер русской общины Латвии Вячеслав Алтухов, напомнив о проблемах неграждан в своей стране, обратился с просьбой употребить дипломатическое влияние на власти республики, в том числе - и через американских партнеров Риги.
Все эти просьбы, не имеющие прямого отношения к программе переселения, тоже были услышаны. Владимир Путин пообещал, что Россия будет поддерживать «борьбу за права русскоязычного населения в Прибалтике» и создавать у себя льготные условия для получения образования соотечественниками, выразил надежду на то, что отечественный бизнес будет оказывать российским общинам и культурным объединениям. Однако при этом президент намекнул, что российской вертикали власти проще было бы иметь дело не с разрозненными диаспорами, а с единой организацией, представляющей интересы соотечественников. «Полагаю, что одной из главных задач должно стать преодоление разногласий и стремление к объединению», - заявил он делегатам Всемирного конгресса соотечественников, уточнив, что «российская диаспора за рубежом - это в известной степени часть России, вынесенная на периферию».
|