2006-10-27 15:31:27 Пять постоянных членов СБ ООН и Германия начали вчера обсуждение предложенной "евротройкой" новой резолюции Совбеза ООН по Ирану. Несмотря на то что проект резолюции не затрагивает АЭС в Бушере, Москва тут же его отвергла, сочтя предлагаемые меры слишком жесткими. Европейский проект не устраивает и США, которые, наоборот, считают его слишком мягким и к тому же хотят серьезно ограничить сотрудничество в области "мирного атома" между Россией и Ираном.
Представляя новую резолюцию СБ ООН по Ирану, постоянный представитель Франции при ООН и один из соавторов документа Жан-Марк де Ла Саблиер назвал его "твердым и сфокусированным на деятельности в ядерной области, имеющей военное значение". Пытаясь упредить возможные возражения со стороны России, французский дипломат особо отметил, что предлагаемые "евротройкой" санкции не коснутся атомной станции в Бушере. По его словам, авторы проекта резолюции не упомянули АЭС в Бушере, понимая, что "Россия показала бы такой резолюции 'красный свет'". Дав понять, что в проекте удалось обойти вопрос о Бушере, считавшийся наблюдателями главным камнем преткновения, господин де Ла Саблиер выразил уверенность, что шестерке удастся согласовать текст резолюции.
Между тем даже без упоминания Бушера пакет предлагаемых "евротройкой" санкций выглядит весьма внушительно. В частности, документ обязывает "все государства не допустить продажу и поставки Ирану любых товаров и технологий, которые могут быть использованы в его ядерной и ракетной программах", вводит запрет на зарубежные поездки иранских должностных лиц, имеющих отношение к этим программам, и замораживает денежные средства и активы этих людей, а также учреждений и фирм, связанных с созданием оружия массового уничтожения и средств его доставки.
Судя по всему, разрабатывая проект новой иранской резолюции, ее авторы рассчитывали на то, что смогут быстро заручиться поддержкой как Москвы, так и Вашингтона. Однако вчерашняя реакция на европейский проект со стороны других участников обсуждения показала, что этот расчет не оправдался: Россия сочла документ слишком жестким, а США, напротив, излишне мягким.
"Красный свет" европейскому проекту резолюции первым дал глава МИД РФ Сергей Лавров. "Мне кажется, что представленный проект резолюции не отвечает тем задачам, которые раньше были шестью сторонами согласованы",– заявил господин Лавров. Какие именно положения проекта резолюции не устраивают Москву, глава МИД РФ уточнять не стал, отметив лишь, что "мы будем готовы обсуждать пути непоставки в Иран чувствительных технологий, связанных с обогащением урана и переработкой отработанного топлива, то есть по тем вопросам, относительно которых сохраняются вопросы у МАГАТЭ". При этом он подчеркнул важность "сохранения всех необходимых каналов общения с Ираном", пока МАГАТЭ не прояснит интересующие его вопросы.
Между тем предложенный евротройкой проект не устроил и Вашингтон, рассчитывающий с помощью будущей резолюции по Ирану раскрутить механизм санкций на полную катушку. Накануне начала обсуждения в Нью-Йорке с новым резким заявлением в адрес Ирана выступила госсекретарь США Кондолиза Райс. "Для того чтобы сохранить авторитет, мировое сообщество должно принять резолюцию, которая привлечет Иран к ответственности за демонстративное неповиновение",– заявила Кондолиза Райс, выступая в фонде Heritage Foundation. По ее мнению, от того, удастся ли СБ ООН в полной мере наказать Тегеран, будет зависеть репутация этого международного института.
С точки зрения Вашингтона проблема предложенного "евротройкой" проекта заключается в том, что в его нынешнем виде он, как считают в США, все-таки оставляет Ирану лазейки для создания ядерного оружия. При этом американские дипломатические источники указывают на то, что в Вашингтоне считают необходимым ввести ограничения на ядерное сотрудничество Москвы с Тегераном, которые будут зафиксированы в новой резолюции СБ ООН. С одной стороны, заместитель госсекретаря США Николас Бернс вчера отметил, что не считает Бушер "главным препятствием" для достижения договоренности по проекту резолюции. С другой стороны – американские официальные лица не скрывают, что США будут готовы согласиться с поставками ядерного топлива в Иран только в том случае, если возможность его обогащения иранской стороной на АЭС в Бушере будет полностью исключена. Кроме того, дипломатические источники указывают на то, что в Вашингтоне хотели бы распространить санкции СБ ООН на новый ядерный реактор, который Москва должна построить Тегерану.
Понятно, что такие предложения вызовут несогласие Москвы, так что торг по проекту резолюции может растянуться на много недель.
|