Сергей Иванов взял в активную разработку генсека НАТО |
| 2006-10-27 20:22:17 Вчера в Кремле Владимир Путин встретился с генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером. Глава альянса приехал в Москву за месяц до саммита НАТО в Риге, а фоном для визита высокопоставленного гостя из Брюсселя стало резкое обострение российско-грузинских отношений. Рассказывая журналистам об итогах встречи, министр обороны Сергей Иванов воспользовался не только тем, что за ним осталось последнее слово. Особой уверенности министру придало то, что он выступал в Кремле, а большинство журналистов представляли российские СМИ. В итоге спорные заявления российского министра обороны так и остались без ответа.
Угрозы меняются
Схеффер был корректен и дипломатичен. Он рассказал, что подробно обсуждал с Путиным тему российско-грузинских отношений. «Я сказал президенту, что, хотя НАТО здесь не играет непосредственной роли, мы призываем стороны к деэскалации ситуации при полном соблюдении права Грузии на территориальную целостность». НАТО, по его словам, «выступает за мирное разрешение конфликта Грузии с Южной Осетией и Абхазией». Схеффер напомнил о пожелании НАТО российскому парламенту ратифицировать соглашение о статусе сил в рамках «Партнерства ради мира». Российский министр обороны Сергей Иванов в это время тепло улыбался, и можно было поверить в слова генсека НАТО о том, что Россия и альянс – это, как сказал гость из Брюсселя, – одна семья. А милые бранятся – только тешатся.
Иванов напомнил журналистам, что у руководителя НАТО был весьма насыщенный день и встречался он не только с ним, но и с другим Ивановым – главой Совбеза. «Надеюсь, что Ивановы не запутали ему голову», – наигранно извиняющимся тоном сказал министр обороны и тут же перевел свои слова де Хооп Схефферу. Он сказал несколько традиционных в этих случаях добрых протокольных слов о сотрудничестве России и Североатлантического альянса. Настала очередь генсека НАТО расплыться в благостной улыбке.
И когда, казалось бы, отношения Москвы и Североатлантического альянса достигли своего пика, Иванов как бы невзначай вспомнил, что в этой дружной семье имеются «несовпадающие точки зрения» по ряду вопросов. Глава российского оборонного ведомства начал с «расширения военной инфраструктуры НАТО в сторону границ России». «Я имею в виду Болгарию, Румынию, страны Балтии», – уточнил министр. Потом Иванов заявил, что Россию беспокоят планы США по размещению третьего позиционного района глобальной системы ПРО в Восточной Европе. «Не хотел бы, чтобы у вас сложилось впечатление, что мы очень этого боимся, но это потребует изменения определенных планов нашего военного строительства и потребует, чтобы Россия предприняла определенные меры предосторожности», – сообщил де Хооп Схефферу и делегации НАТО российский министр обороны. Выражение лица генсека НАТО стремительно менялось, и он дал знак своей помощнице, которая начала что-то записывать в блокнот.
Россия, продолжал министр обороны, «внимательно следит за процессом трансформации НАТО», имея в виду присоединение к Северо-Атлантическому альянсу стран, ранее входивших в орбиту Варшавского договора. А это «потребует от России определенной корректировки ее военной политики».
Позиция проста
Наконец, Иванов перешел к главному, то есть к Грузии. «Позиция России проста, – объявил министр обороны. – У нас с Грузией больших проблем нет, так же как и нет санкций, о которых многие наблюдатели говорят, – и деньги перемещаются, и товары перемещаются». А самолеты в Москву не летают, потому что «у грузинских авиакомпаний долги». Мне показалось, что генсек НАТО остолбенел. Иванов упомянул о ставших уже популярных в высших эшелонах власти данных (Путин приводил цифры на обеде в Лахти. – «НГ»), показывающих, что граждан Узбекстана и Таджикистана было выслано из России больше, чем нелегальных мигрантов из Грузии». А чтобы заокеанским коллегам Иванова жизнь не показалась маслом, министр обороны с гордостью сообщил, что «в этом году сотни нелегальных мигрантов из Грузии были выдворены из Соединенных Штатов». «Это стандартная мировая практика», – поведал Иванов.
Что же касается глубинных причин российско-грузинского конфликта, то «проблемы существуют не между Грузией и Россией, а во взаимоотношениях Грузии со своими бывшими автономиями – Абхазией и Южной Осетией». При этом российский министр обороны сделал особое ударение на слове «бывшие». «По всем признакам – мы их чувствуем и видим – руководство Грузии склоняется к силовому решению конфликта, – завершал свою победную речь Иванов. – В политическом смысле позиции России и НАТО в отношении ситуации в Грузии одинаковы – мы за то, чтобы эти конфликты, имеющие очень сложную историческую подоплеку, решались мирным дипломатическим путем». «И Россия здесь ни при чем», – заявил министр обороны России с таким чувством, словно он только что водрузил победный бело-сине-красный стяг над штаб-квартирой НАТО в Брюсселе. Ответить на ремарки Иванова де Хооп Схеффер не мог – формат общения с прессой не предусматривал вопросов. Гостю из НАТО оставалось усилием воли сохранять внешнее спокойствие.
|