Белград поборется за Косово |
| 2006-10-31 15:25:05 Конституционный референдум, прошедший в Сербии в субботу и воскресенье, можно считать состоявшимся. На нем принят первый после распада Югославии основной закон, провозглашающий Косово неотъемлемой частью страны «с правами широкой автономии».
Теперь демократическое волеизъявление сербов в пользу сохранения территориальной целостности своей страны вступило в противоречие с намерением Запада дать Косово статус независимого государства. Президент Сербии Борис Тадич и премьер Воислав Коштуница назвали итоги голосования «историческим событием для Сербии» и «важным шагом на пути интеграции в Евросоюз».
Активность избирателей была низкой, их явка всего на 4,19 % превысила требуемые 50%. Полностью итоги референдума подведут послезавтра. По предварительным данным, конституцию одобрили 52,31% от общего числа избирателей, или 96% от количества пришедших. В Косово явка местных сербов превысила 80%. Косовские албанцы, составляющие до 90% двухмиллионного населения края, в голосовании не участвовали. Они не были включены в списки избирателей, поскольку бойкотируют сербские выборы с 1990 года.
Пресс-секретарь Еврокомиссии Крижтина Надь вчера заявила, что «вопрос о претензиях новой конституции на суверенитет в отношении Косово противоречив, так как списки избирателей края составлялись в 2001 году и не включают большинства его нынешних жителей». Будущий статус Косово, добавила она, определится на переговорах, ведущихся при посредничестве спецпредставителя ООН Мартти Ахтисаари. Пресс-секретарь Еврокомиссии приветствовала тот факт, что сербы откликнулись на призывы Брюсселя переиначить свою конституцию «в соответствии с европейскими стандартами», и обещала, что официальная оценка ЕС этому документу будет дана 8 ноября.
Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев назвал итоги референдума «важнейшим этапом в определении статуса Косово». По мнению депутата, «переломить решение о статусе края в одностороннем порядке, например, до конца этого года, как это пытается сделать международное посредничество, означало бы игнорирование воли народа Сербии и нелегитимность такого решения».
|