"Украина и Грузия не должны выбирать между ЕС и Россией" |
| 2006-11-03 13:00:40 Сегодня в Брюсселе пройдет заседание Постоянного совета партнерства (ПСП) Россия--Евросоюз, который оценит качество нашего сотрудничества и займется подготовкой предстоящего 24 ноября в Хельсинки саммита Россия--Евросоюз. С просьбой прокомментировать эти вопросы специальный корреспондент «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ обратилась к члену Еврокомиссии по вопросам внешних связей и европейской политики соседства Бените ФЕРРЕРО-ВАЛЬДНЕР.
-- Последнее время в центре внимания переговоров между ЕС и Россией оказывается грузинская тема. Не стала ли она раздражителем в отношениях?
-- Мы весьма обеспокоены ситуацией в отношениях между Россией и Грузией. Россия по-прежнему важный игрок в урегулировании конфликтов в Южной Осетии и Абхазии, а охлаждение отношений между Москвой и Тбилиси негативно сказывается на мирном урегулировании. Надеемся, что стороны нормализуют отношения, дабы вернуться к важной задаче урегулирования этих замороженных конфликтов.
Мы призвали обе стороны избегать действий, усиливающих напряженность, смягчить риторику. Надеюсь, что скоро будут сняты и санкции (России в отношении Грузии. -- Ред.). Это серьезные аспекты. И если обе стороны искренне стремятся прийти к решению через диалог, то нет оснований для превращения этого в проблему в отношениях между ЕС и Москвой или между ЕС и Тбилиси.
-- Поддерживает ли ЕС существующие переговорные и миротворческие форматы урегулирования конфликтов в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье?
-- Мы поддерживаем урегулирование всех замороженных конфликтов и где можем играем свою роль. Мы не стремимся к изменениям существующих форматов переговоров и миротворческой деятельности. Все миротворческие планы должны быть согласованы со всеми заинтересованными сторонами.
-- Как развивается энергодиалог Евросоюза и России?
-- Энергетика -- это сфера нашей взаимозависимости. Россия есть и будет для Евросоюза важнейшим поставщиком энергоресурсов. В новом соглашении, по которому скоро начнутся переговоры, важна глава, посвященная энергетике. Ее ключевыми пунктами должны стать прозрачность и принцип взаимности между партнерами. Так, «Газпром» уже очень активен на рынках Евросоюза. И здесь мы говорим о фундаментальном принципе. Если российские энергетические компании хотят доступа на наши рынки, то компании из ЕС должны быть допущены к инвестиционным возможностям в России.
Наличие стабильных и предсказуемых нормативных рамок в торговле энергоресурсами отвечает общим интересам. Мы надеемся, что Россия в итоге ратифицирует Энергетическую хартию. А тем временем мы надеемся внести принципы хартии, о поддержке которой Россия заявляет, в наш новый договор (о партнерстве. -- Ред.).
-- Как вы оцениваете в целом сотрудничество России и Евросоюза?
-- На пути нашего сотрудничества уже достигнуты значительные успехи. В октябре открыт Европейский учебный институт в Москве. Теперь российские студенты больше узнают и о ЕС, и о партнерстве Евросоюза и России. Надеюсь, что на предстоящем саммите ЕС--Россия будут начаты переговоры по новому соглашению между ЕС и Россией, которое, в частности, определит законодательные рамки для ускорения реализации «дорожных карт четырех общих пространств» (экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты. -- Ред.).
-- Что Евросоюз намерен выделить в Договоре о стратегическом партнерстве с Россией, идущем на смену Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС)? Когда реально его подписание?
-- Новое соглашение охватит все грани наших взаимоотношений, углубляя энергетическое сотрудничество, прокладывая путь к более тесной экономической интеграции после присоединения России к ВТО и придавая, как я уже отмечала, юридическую силу четырем общим пространствам. Мы желали бы, чтобы в нем уделялось больше внимания общим ценностям, которым привержены ЕС и Россия. Этот документ должен стать основой для укрепления нашего сотрудничества. В том числе это касается урегулирования замороженных конфликтов, противодействия мировым вызовам в иранской и северокорейской проблемах, в ближневосточном мирном процессе.
Сложно предсказать срок подписания соглашения, когда даже не начаты переговоры! Конечно, мы надеемся на их быстрый ход, но ведь важен хороший, взаимоприемлемый результат, а не скорость подписания соглашения. Пока же действует СПС, угрозы законодательного вакуума нет.
-- Возможно ли совместить такие интеграционные процессы, как объединение в рамках Евросоюза и ЕврАзЭС, украинской зоны свободной торговли с ЕС и ее участия в Едином экономическом пространстве с Россией, Белоруссией и Казахстаном (ЕЭП)?
-- ЕС всегда подчеркивает в отношениях со своими соседями, особенно восточными, что хорошие отношения с Евросоюзом не исключают возможности сильного партнерства в других регионах, в частности с Россией. Страны, как Украина и Грузия, не должны быть вынуждены выбирать между ЕС и Россией. Они должны поддерживать хорошие отношения с обоими своими крупными соседями.
В случае присоединения к ВТО Украины и России ничто не мешало бы заключению между ними соглашения о свободной торговле параллельно с соглашениями о свободной торговле с Евросоюзом, которые мы будем стремиться заключить с каждой страной в отдельности. Создание же таможенного союза, вроде предусмотренного ЕЭП, было бы проблематично, если Украина действительно хочет создать зону свободной торговли с ЕС.
Временами мы обсуждаем с Россией развитие ЕврАзЭС. Если создание новых таможенных союзов стало бы помехой для достижения их членами договоренностей о свободной торговле с ЕС, то препятствий для других форм тесного сотрудничества в регионе нет.
-- ЕС активно способствует косовскому «статусному процессу». Но не станет ли независимость Косово опасным прецедентом нарушения территориальной целостности государств, в том числе на постсоветском пространстве?
-- Будущий статус Косово -- открытый вопрос со времени событий (в Югославии. -- Ред.) 1999 года. Пока никаких решений не принято. Мы поддерживаем усилия спецпосланника генсека ООН Мартти Ахтисаари по нахождению приемлемого решения. Но мы не считаем, что решение по одному региону создает прецедент для других. Ведь в каждом случае обстоятельства разнятся.
|