2006-11-09 12:44:30 Вероятность повторения перебоев поставок российского газа в новогодние праздники вновь нарастает. На этот раз история может повториться на белорусском направлении. Москва и Минск кардинально расходятся по ключевому вопросу -- о цене газа на 2007 год. Причем стороны до сих пор не начали коммерческих переговоров, поскольку ожидают результатов независимой оценки «Белтрансгаза». Предполагается, что продажа «Газпрому» 50% акций предприятия может стать разменной монетой, за счет которой Белоруссия смягчит эффект от перехода на европейское ценообразование.
Однако вчера, по итогам рабочей встречи председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера и генерального директора «Белтрансгаза» Дмитрия Казакова, сроки предоставления оценки банком ABN Amro опять были сдвинуты. Как говорится в пресс-релизе российского концерна, ее «планируется завершить до декабря текущего года». Хотя раньше речь шла о середине ноября. Это означает, что на согласование окончательных условий продажи акций «Белтрансгаза» у сторон останется катастрофически мало времени, учитывая диаметрально противоположные подходы к сделке.
«Газпром» будет пытаться купить активы как можно дешевле, сохранив при этом европейскую цену газа. Она была объявлена на уровне 200 долл. за тысячу кубометров. Белорусские власти рассчитывают продать акции как можно дороже и при этом добиться минимального изменения стоимости импортного газа. В 2006 году «Газпром» поставит около 21 млрд кубометров по самой низкой для получателей российского газа цене -- 46,68 долл. за тысячу кубометров. И сблизить эти позиции, особенно в условиях цейтнота и отсутствия политической воли (а у Москвы она, судя по всему, давно испарилась) будет крайне сложно.
В случае отсутствия контракта по закупке газа результат может быть один -- прекращение поставок, которое в транзитных странах обычно заканчивается несанкционированным отбором. Два года назад Минск уже оказывался в такой ситуации, когда «Газпром» увеличил цену газа с 29 долл. за тысячу кубометров до 50 долл. «Белтрансгаз» отказался покупать газ по этой цене и фактически два месяца закупал газ у трейдеров -- «Итеры» и «Транс-Нафты» по краткосрочным договорам. Затем в отношениях сторон случился молниеносный кризис. Контракт на закупку очередной партии газа не был заключен, после чего в белорусскую газотранспортную систему стал поступать только газ, предназначенный для транзита в Прибалтику, Северо-Западную Украину и Европу. Однако на выходе из системы обнаружилась «недостача», и «Газпром» почти на сутки полностью прекратил поставки газа в белорусском направлении. Это был первый случай сбоя поставок российского газа в Европу из-за разногласий с транзитером. Второй произошел в минувший Новый год с Украиной.
|