Реорганизация объединенных наций |
| 2005-03-22 13:15:15 Вчера генсек ООН Кофи Аннан представил доклад, в котором излагаются основные принципы реформирования этой самой влиятельной международной организации. В докладе предлагается четко определить условия, при которых возможно применение военной силы, дается определение терроризма, выдвигаются инициативы по реформированию структуры ООН и ее руководящих органов, а также содержится ряд предложений, вызванных реалиями сегодняшнего дня и касающихся таких сфер, как права человека, экономическое развитие, предотвращение разрушительных последствий природных катастроф.
Инициативы генсека ООН Кофи Аннана, изложенные в его 63-страничном докладе, вызваны серьезным кризисом, который переживает эта самая влиятельная международная организация в начале третьего тысячелетия. Суть проблемы в том, что ООН создавалась после второй мировой войны с целью предотвращения новых войн как некий "клуб победителей". Состав постоянных членов Совета Безопасности – США, СССР, Великобритания, Франция, Китай (причем до 70-х годов это место принадлежало Тайваню) – полностью соответствовал этому принципу.
За 60 лет, прошедших со времени окончания второй мировой войны, обстановка в мире круто изменилась. Рухнули СССР и мировая система социализма, бывшие колонии получили независимость и стали играть все возрастающую роль в мировой политике, в число ведущих мировых держав вошли бывшие противники антигитлеровской коалиции – Германия, Япония, Италия. К тому же сложившееся к началу третьего тысячелетия однополярное мироустройство привело к тому, что единственная сверхдержава стала все очевиднее игнорировать ООН, предпринимая односторонние действия и не слишком считаясь с коллективным мнением мирового сообщества.
К этому добавились вызовы и проблемы сегодняшнего дня. Как оказалось, даже коллективная воля мирового сообщества мало что может противопоставить глобальной угрозе международного терроризма, природным катаклизмам, не слишком успешно прекращает локальные конфликты, а практическая деятельность ООН вызывает все более активную критику: это и неоправданно раздутый бюрократический аппарат, и коррупционные скандалы, и сексуальные преступления, совершаемые миротворцами. Дошло до того, что на прошлой неделе комитет по международным делам конгресса США провел специальные слушания по проблеме американского участия в работе ООН (см. вчерашний номер Ъ). Конгрессмены недвусмысленно дали понять, что США (главный финансовый донор ООН) могут прекратить выплачивать ежегодный взнос в размере $2 млрд, если в ООН не будут проведены радикальные реформы.
Представленный вчера доклад генсека ООН – попытка ответить на изменившиеся условия в мире и на вызовы сегодняшнего дня. Одно из его главных предложений состоит в том, чтобы выработать рамочные условия для применения военной силы, в том числе для нанесения превентивных ударов.
Другая важная инициатива генсека ООН состоит в том, чтобы дать всеобъемлющее определение терроризма как действия, совершаемого негосударственными субъектами, направленного на убийство или нанесение вреда гражданским лицам или лицам, не участвующим в боевых действиях, и имеющего целью запугивание населения или воздействие на политику правительства. Суть проблемы в том, что отсутствие строгого юридического определения терроризма до сих пор мешало заключению всеобщей конвенции по борьбе с этим злом, а принятию устраивающего всех определения мешает, в частности, позиция некоторых арабских стран, допускающих нападения на гражданских лиц как ответную меру на политику "государственного терроризма" (имеется в виду прежде всего политика Израиля).
Генсек ООН также предлагает заменить ныне существующую комиссию по правам человека на менее громоздкий совет по правам человека, избираемый всеми странами–членами ООН. Суть этого предложения в том, чтобы ответить на неоднократно звучавшую в последнее время критику комиссии по правам человека: по ныне действующим правилам ее члены делегируются от региональных групп государств, в результате чего в состав комиссии входят страны, которые сами обвиняются в массовых нарушениях прав человека. А одна из таких стран – Ливия – даже одно время возглавляла комиссию.
Среди других инициатив Кофи Аннана – серия предложений по борьбе с бедностью, с распространением эпидемий (в первую очередь ВИЧ/СПИДа), а также предложение создать всемирную службу предупреждения о природных катастрофах.
Одна из самых масштабных инициатив касается коренной реорганизации руководящих органов ООН – Генеральной ассамблеи и Совета Безопасности. Генсек Аннан предлагает упростить систему принятия решений на Генеральной ассамблее и резко сократить бюрократический аппарат комитетов и комиссий.
Что же касается Совета Безопасности, то пока предлагаются лишь общие контуры его реформирования. Первое – увеличить число членов совета с нынешних 15 до 24. Второе – расширить список постоянных членов СБ. Наиболее вероятный вариант – включение в состав СБ еще шести государств: Германии, Японии, Индии, Бразилии и двух стран Африки.
Впрочем, даже на стадии обсуждения структурной реформы она уже вызвала множество противоречий. Так, недовольство тем, что место постоянного члена СБ ООН предлагается Германии, выказывает Италия, которая таким образом станет единственной европейской страной–членом "большой восьмерки", остающейся за рамками совета.
Против кандидатуры Индии выступает Пакистан. Случайно или нет, но нынешний состав постоянных членов СБ отражает состав клуба ядерных держав на состояние до 1998 года, когда Индия и Пакистан провели ядерные испытания. Принятие Индии в состав постоянных членов сделает Пакистан единственной де-юре признанной ядерной державой, не входящей в число постоянных членов СБ. Кроме того, в Исламабаде опасаются, что вступление Индии в СБ коренным образом изменит баланс сил в Южной Азии.
Против кандидатуры Бразилии выступают Мексика и Аргентина. Их аргументация сводится к тому, что господствующий язык в Латинской Америке – испанский, тогда как в Бразилии говорят по-португальски.
Не могут окончательно определиться с тем, какие страны должны занять две вакансии, и страны Африки. На два места реально претендуют три страны: ЮАР, Нигерия и Египет. Кроме того, недавно о своих притязаниях заявила и Кения.
Наконец, подвешенным остается вопрос о том, предоставлять ли право вето новым постоянным членам СБ ООН. Этот вопрос неоднократно вызывал трения и дипломатические экивоки даже в отношениях между стратегическими партнерами. Достаточно вспомнить, как в декабре прошлого года, в ходе визита в Индию, президент РФ Владимир Путин, поддержав стремление Индии стать постоянным членом СБ, фактически уклонился от прямого ответа на вопрос о праве вето.
Масштабные инициативы генсека ООН уже сейчас вызвали скорее скептицизм, чем оптимизм у политических наблюдателей. И дело не только в выявившихся проблемах или в том, что, как показывает мировой опыт, предложения по сокращению бюрократической структуры чаще всего ведут к еще большей ее громоздкости. Главная проблема в том, что центр принятия общемировых решений давно переместился из штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке на 212 миль к юго-западу – в Вашингтон.
|