Казахстан готов стать гарантом |
| 2006-11-16 12:55:10 На предстоящем 18--19 ноября в Ханое саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) Владимир Путин будет предлагать новые идеи, подтверждающие претензии России быть гарантом энергетической безопасности не только для Западной Европы, но и для мощных, а также развивающихся экономик Востока. С недавних пор на эту роль претендует и Казахстан. Не случайно же в конце концов Путин приглашал казахстанского коллегу Нурсултана Назарбаева в качестве гостя на саммит «большой восьмерки», проходивший этим летом в Санкт-Петербурге.
Но как себя воспринимают элиты в Москве и Астане, исполняя свои роли на этих «энергоподмостках», -- соперниками или партнерами, выгодно или неразумно сталкивать им друг друга со сцены?
За последние недели одна за другой в Москве, Алма-Ате и Актау прошли несколько конференций, посвященных этим деликатным проблемам. Слово «сотрудничество» звучало на них ключевым, касалось ли оно взаимодействия двух стран на Каспии либо других, более широких аспектов. Судя по тому, что инициатором этих «мозговых атак» с участием экспертов, политологов, топ-менеджеров и правительственных чиновников была казахстанская сторона, то очевидно -- Астану нынешняя ситуация беспокоит гораздо больше, чем Москву.
На конференции в Алма-Ате российскую позицию в самых осторожных выражениях изложил председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. «Мы с пониманием относимся» к стремлению Казахстана использовать для экспорта своих энергоресурсов различные, в том числе идущие в обход России маршруты, заметил политолог, «но надо иметь в виду, что разобщенность добытчиков усиливает позиции потребителей». С этим бесспорным тезисом в полемику не вступали.
Директор по спецпроектам российского Института национальной стратегии Юрий Солозобов предложил отказаться от употребления термина «донор глобальной энергетической безопасности», а задуматься о внутренней энергобезопасности России и Казахстана. Учитывая же, что Россия изрядно испортила отношения с рядом стран СНГ, ей было бы выгодно не мешать Казахстану стать для них приоритетным поставщиком энергоресурсов, отказаться от блокирования их транзита через российскую территорию. Юрий Солозобов выглядит одним из немногих российских экспертов, кто осмеливается говорить вслух о том, о чем многие его коллеги предпочитают разговаривать в курилках. «Действующая энергетическая политика России, строившаяся на монопольном доступе к дешевому среднеазиатскому газу, претерпевает явный кризис с появлением нефтепроводов Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД) и разработки планов строительства Транскаспийской трубы, поддержанного США и ЕС», -- говорит он. Надо извлекать уроки из допущенных Москвой ошибок, когда она противодействовала реализации БТД, считает эксперт, и вместо этого стремиться не блокировать подобные проекты, а искать условия участия в них. России выгодно выстраивать совместно с Казахстаном монополию в области трансконтинентальных железнодорожных коммуникаций и трубопроводов, которая сделает их энергетическую «спайку» на пространстве между Европой и Азией незаменимой. Г-н Солозобов видит в этом прямой политический резон: в этом случае будет снят вопрос о дальнейшем направлении развития России и Казахстана после смены лидеров в этих странах.
Выяснилось, что в Казахстане о своем будущем не беспокоятся, а больше волнуются за Россию. Известный казахстанский политолог Сабит Жусупов уверен, что период, когда его страна воспринималась в качестве периферийного геополитического «подбрюшья», закончился, и теперь «контуры политической модернизации Казахстана просматриваются хорошо в отличие от России». Нас беспокоит, говорит Жусупов, что «в путинский период в России произошло сжатие политической системы, сужение надстройки общественных структур, что заставляет опасаться возрождения неоимперских тенденций».
Любопытная деталь: на конференции в Алма-Ате одним из основных докладчиков неожиданно оказался бывший вице-премьер Казахстана, а ныне один из лидеров оппозиционной демократической партии «Настоящий Ак Жол» Ораз Жандосов. Утверждают, что на его приглашении настояли западные спонсоры конференции, среди которых был немецкий «Фонд Фридриха Эберта». Официальным же властям Казахстана это помогло убедить гостей из России, что «общественная настройка» их страны обнаружила тенденцию к «расширению».
|