НАТО тесно в евроатлантическом пространстве |
| 2006-11-27 14:12:06 Россия не приглашена на саммит НАТО в Риге (28–29 ноября). Это объяснимо: она не входит в альянс. Более того, процесс его расширения ущемляет интересы российской безопасности.
Правда, на этот раз непосредственно до приема новых стран дело не дойдет, но не столько из-за протестов со стороны Москвы, сколько из-за возникших проблем с кандидатами. Не готова к вступлению наиболее продвинутая группа – «балканская тройка» (Албания, Македония и Хорватия), неоднозначные сигналы дает Украина, насторожила всех непредсказуемостью Грузия. Накануне саммита руководство альянса было озабочено в основном тем, как неформально продемонстрировать этим странам приоткрытую дверь в НАТО, не прибегая к формальным процедурам. Это будет сделано вопреки все более громким жалобам внутри самой НАТО на ее снизившуюся способность абсорбировать новых участников. Ведь это преимущественно «потребители безопасности», а не ее доноры.
Ближе к Китаю
В центре дискуссии окажется более широкая тема «трансформации» НАТО. Необходимость своего рода перестройки альянса вызвана тем, что он фактически исчерпал себя, выполнив первоначально поставленную задачу – обеспечил в период холодной войны безопасность стран Западной Европы и Северной Америки. Скоро будет исчерпан и круг стран, которые по уставным документам могут быть членами альянса (государства названного региона).
Ныне для НАТО сочиняют новую роль, которую все чаще именуют глобальной. Иными словами, предлагают миссии за пределами Североатлантического региона. Притом более разнообразные, чем первоначально. Например, добавлены установки на борьбу с терроризмом, стабилизацию обстановки в конфликтных регионах, налаживание военно-политического сотрудничества с другими странами и даже оказание помощи при чрезвычайных ситуациях.
Все эти задачи НАТО уже взяла на себя де-факто, однако ныне речь идет о значительном расширении их масштабов. Силы НАТО оказали Пакистану помощь во время прошлогоднего землетрясения, обеспечивают транспортировку грузов и солдат и снабжение контингента Африканского союза в суданской провинции Дарфур. Наиболее масштабная операция НАТО за пределами «своего региона» идет в Афганистане. Там силы альянса, начав с охраны безопасности Кабула, поэтапно взяли на себя ответственность на всей территории страны. На военно-политическом направлении заметны программы «партнерств»: ныне у НАТО партнеры во всех регионах. Президент США Джордж Буш предложит в Риге программу «глобального партнерства» с Североатлантическим альянсом 5 странам: трем на Востоке – Японии, Австралии и Южной Корее. И двум на севере Европы – Швеции и Финляндии.
«Глобализация» НАТО происходит на фоне нынешней «проблемы № 1» альянса – осложнившейся обстановки в Афганистане. Первая военная операция альянса за пределами Европы все более выглядит как бесперспективная. Ко времени передачи командованию НАТО от американцев ответственности за безопасность южных и восточных провинций Афганистана там прорисовалась серьезная угроза со стороны талибов. Война приняла затяжной характер, но пока никто в НАТО, кроме «новобранца» – Польши, своих подкреплений не предлагает.
Лозунг «глобализации» НАТО позволил Вашингтону снять со своих плеч военную ответственность в Афганистане (пока не полностью – остаются американские войска), однако сама эта операция дала многим в НАТО контраргументы против дальнейших подобных военных инициатив.
Звучат призывы к сохранению традиционной роли НАТО как «военной организации, гарантирующей коллективную безопасность союзников из Европы и Северной Америки», против «неподготовленного расширения» альянса, «временных партнерств и невоенных функций» (из речи президента Франции Жака Ширака на совещании французских послов 28 августа 2006 года).
Новое издание холодной войны
«Только подлинный глобальный альянс может ответить на глобальные вызовы» – так считают два вашингтонских профессора Иво Даалдер и Джеймс Голдгейер, выступившие на страницах авторитетного американского журнала «Форин афферс» со статьей на тему новой роли НАТО. Они заявляют, что ныне НАТО вместо обороны определенной географической территории должна «объединить вместе страны со сходными ценностями и интересами во имя борьбы с глобальными проблемами». Поэтому необходимо установить партнерские отношения с демократическими странами, в каком бы регионе земного шара они ни находились, а затем и пригласить их в состав альянса.
В числе стран, соответствующих этим критериям, названы Австралия, Бразилия, Япония, Индия, Южная Африка и Южная Корея. «Все они, говорится в статье, могут по-крупному помочь усилиям НАТО, предоставив свои войска или обеспечив тыловую поддержку действиям по реагированию на глобальные вызовы».
Список возможного пополнения НАТО выглядит внушительно, но вызывает сомнения и вопросы. Прежде всего захотят ли такие страны, как Индия и Бразилия, вступить в НАТО. Не менее серьезный вопрос о том, как прореагируют на появление НАТО по соседству с ними страны, не включенные в этот список. Например, Китай и страны АСЕАН. Не породит ли такая глобальная экспансия новую холодную войну, только, может быть, в несколько ином формате?
|