2006-12-04 12:47:46 Разделить мир между Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и НАТО предложил вице-премьер – министр обороны РФ Сергей Иванов. Открывая в минувшую пятницу форум национальных СМИ стран СНГ и Балтии в Москве, он заявил, что «дальнейшим логическим шагом по пути укрепления международной безопасности могла бы стать разработка механизма взаимодействия между НАТО и ОДКБ с последующим четким разграничением сфер ответственности. Такой подход в перспективе позволит иметь достаточно надежные и эффективные рычаги взаимодействия на кризисные ситуации в различных регионах мира».
Предложение Сергея Иванова воскрешает эпоху конфронтации между НАТО и странами Варшавского договора. В ОДКБ сейчас входят семь государств – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Россия и Узбекистан. Это около 70% территории бывшего СССР, но эта территория для Москвы является зоной повышенного военно-политического и экономического интереса. Но посмотрим: насколько это выгодно Москве, а также НАТО? Натовские чиновники не раз разъясняли свою позицию, почему они не хотят взаимодействовать с ОДКБ и предпочитают строить свои отношения со странами, входящими в ОДКБ на двусторонней основе.
Определенные конфронтационные, скажем прямо, в духе холодной войны высказывания прозвучали на Рижском саммите НАТО из уст американского сенатора Ричарда Лугара и в адрес России, которая якобы не хочет делиться своим энергетическим суверенитетом. Между тем одна из программных задач ОДКБ – обеспечение энергетического суверенитета стран, входящих в эту организацию. Не случайно на Каспии в этом году были проведены масштабные коалиционные учения, целью которых была охрана и оборона именно объектов нефтедобычи и их транспортировки. Таким образом, слова Лугара – это своеобразный вызов не столько России как таковой, как коллективной системе безопасности СНГ, ратующего за свою энергонезависимость.
Однако Сергей Иванов не счел нужным вступать в полемику с заокеанским сенатором, заявив, что вопрос, поставленный Лугаром «с каким-то давлением и тем более угрозами, я считаю неактуальным и необъективным».
Таким образом, Москва, явно реагируя на конфронтационные нотки во взаимоотношениях с НАТО, предлагает Североатлантическому альянсу новый формат взаимоотношений в Европе. Однажды уже, согласившись на разрушение Берлинской стены, мы в России ждали от НАТО исполнения обещаний не расширяться на восток. Однако сейчас в НАТО вступили бывшие варшавские союзники и постсоветские страны Балтии.
В Москве считают, что НАТО не прочь и дальше развиться за счет новых государств СНГ. Этого активно не желает Россия. Дипломатические убеждения не помогают. Остаются силовые меры. Противостояние блоков в духе холодной войны должно удерживать некоторые постсоветские республики от поспешного вступления в Североатлантический союз. Поэтому новоявленный Варшавский договор под маркой ОДКБ решительно заявляет о своем месте в Европе. В числе его потенциальных блоковых союзников страны Азии, входящие в шанхайскую шестерку, прежде всего КНР. Это уже сила, способная потягаться с НАТО.
|