На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

На переговорах с Северной Кореей всем нужен результат



"Независимая Газета"

2006-12-11 12:38:24

Александр Юрьевич Алексеев – заместитель министра иностранных дел России с августа 2004 года. Ранее работал на различных должностях, был в том числе послом РФ в Пакистане, директором Третьего департамента Азии МИД России, постпредом РФ при ОБСЕ в Вене.

В эксклюзивном интервью «НГ» заместитель главы МИД РФ Александр Алексеев комментирует позиции участников переговоров по ядерной проблеме КНДР, перспективы заключения мирного договора с Японией, ход военных действий в Афганистане и рассказывает об условиях поставок российских зенитных ракет Ирану.

– Александр Юрьевич, начну с одной из самых острых международных проблем. США заявили, что 18 декабря возобновятся шестисторонние переговоры по ядерной программе Северной Кореи. Возможно ли достижение договоренности с КНДР?

– Россия выступает в пользу мирного урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова в рамках шестисторонних переговоров. Аналогичной позиции, насколько известно, придерживаются и другие вовлеченные страны – КНДР, Китай, США, Республика Корея и Япония.

В последнее время в результате настойчивых усилий, в том числе и России, в развитии ситуации появились некоторые обнадеживающие признаки – я имею в виду прежде всего договоренность о возобновлении шестисторонних переговоров. Это имеет особенно важное значение, учитывая, что пауза в переговорном процессе продолжается более года.

Что касается позиции российской стороны, то мы заинтересованы в скорейшем продолжении диалога. Но нам всем нужен результат. Пускай даже скромный, но результат. Естественно, у каждого участника пекинского процесса есть свое видение складывающейся ситуации, свои подходы по конкретным вопросам ядерного урегулирования. С учетом этого видим важнейшую задачу в том, чтобы, работая в духе компромисса и взаимных уступок, вести поиск политических развязок, приемлемых для всех участников.

– В Токио некоторые политики говорят, что Японии нужно создать свою ядерную бомбу. Москву это беспокоит?

– В 1971 году Япония провозгласила три неядерных принципа – не обладать, не производить и не ввозить ядерное оружие, которых строго придерживалась. Тема обладания ядерным оружием в послевоенной Японии была практически закрыта для обсуждения. Публичные высказывания по этому поводу вызывали острую критику как в правящем лагере, так и со стороны оппозиции. Проведенное КНДР испытание ядерного устройства предоставило японскому руководству повод для обсуждения вопросов, связанных с возможностью для Японии обзавестись собственным ядерным оружием. Тем не менее 10 октября премьер-министр Японии Абэ, отвечая на депутатский запрос, заявил, что Токио не намерен «обзаводиться собственным ядерным оружием, поскольку существуют три неядерных принципа, и правительство будет неуклонно их придерживаться в своей политике».

Однако некоторые члены правительства и руководства правящей партии высказали предположение о теоретической возможности пересмотра Японией этих принципов. 15 октября председатель политсовета правящей партии С.Накагава, пользующийся репутацией «ястреба», отметил, что Конституция не запрещает Японии обладать ядерным оружием, и высказался за проведение широкой дискуссии по этой проблеме.

На мой взгляд, это объясняет, почему по окончании саммита АТЭС в Ханое премьер-министр заявил: правительство и правящая ЛДПР не будут вести дискуссии о возможности для Японии иметь собственное ядерное оружие. Он также отметил, что как страна, подвергшаяся ядерной бомбардировке, «мы видим свою миссию в том, чтобы убеждать другие страны уменьшать свои ядерные арсеналы». По результатам опросов общественного мнения, около 80% жителей Японии выступают за сохранение безъядерного статуса своей страны.

Мы уверены, что руководство Японии будет и в будущем придерживаться линии, которая, на наш взгляд, максимально отвечает интересам стабильности и безопасности в регионе и высоко оценивается соседями и партнерами, включая Россию.

– Что происходит на российско-японских переговорах по подготовке мирного договора? Расскажите о предложениях России по урегулированию территориального спора с Японией.

– В российско-японских отношениях сохраняется сложный вопрос о заключении мирного договора. Переговоры, которые продолжаются уже не одно десятилетие, идут трудно, поскольку стороны занимают диаметрально противоположные позиции относительно принадлежности южных Курильских островов. В России убеждены, что взаимоприемлемое решение этой проблемы возможно лишь на основе признания незыблемости итогов Второй мировой войны, а также поступательного развития связей между нашими странами по всем направлениям, всестороннего углубления доверия и взаимопонимания между народами России и Японии. На такой основе в будущем мы, как представляется, сможем найти решение, которое будет поддержано общественностью обеих стран и получит одобрение национальных парламентов.

– НАТО собирается подключить к активным боевым действиям против талибов в Афганистане подразделения Германии, Франции, Италии и ряда других стран. Учитывая, что альянс имеет военную базу в Киргизии, отвечает ли интересам России продолжение военной операции НАТО в Афганистане?

– Россия прежде всего заинтересована в том, чтобы Афганистан перестал быть источником нестабильности и одним из очагов распространения трансграничной террористической активности и наркотиков. К сожалению, несмотря на увеличение численности и расширение зоны ответственности ведомых НАТО Международных сил содействия безопасности, а также постепенное становление национальных вооруженных сил и правоохранительных органов, талибы и другие экстремисты продолжают наращивать боевой потенциал, осуществляя перегруппировку сил перед намеченным на весну «главным наступлением».

С учетом этого международным военным контингентам в Афганистане, по всей вероятности, придется еще какое-то время противостоять атакам международных террористов, пока вооруженные силы правительства ИРА не обретут способности эффективно бороться с экстремистами. Однако одними лишь военными методами ситуацию в этой стране не исправить. Они должны быть дополнены масштабными усилиями по социально-экономическому восстановлению со стороны самого правительства Афганистана при активной поддержке мирового сообщества.

Военная база США в аэропорту «Манас» (город Бишкек) входит в систему обеспечения антитеррористической операции многонациональных сил в Афганистане. Россия заинтересована в продолжении функционирования данной авиабазы на определенный период, до устранения террористической угрозы, исходящей из Афганистана.

– Когда предполагается завершить строительство АЭС в Бушере в Иране с участием России? Достигнута ли договоренность об условиях поставки ядерного топлива из России в Бушер?

– 26 сентября 2006 года в Москве по итогам переговоров руководителя Росатома Сергея Кириенко с руководителем Организации атомной энергии Ирана Голям Резой Агазаде было подписано дополнительное соглашение к контракту о строительстве электростанции, согласно которому физический пуск АЭС планируется на сентябрь 2007 года, а энергетический пуск – на ноябрь 2007 года.

Договоренность об условиях поставки ядерного топлива из России для АЭС в Бушере была достигнута еще в 2005 году. Поставка должна быть осуществлена в соответствии с существующими техническими нормами – за 6 месяцев до физического пуска станции. Отработанное ядерное топливо в соответствии с межправительственным протоколом будет возвращаться иранской стороной в Россию. Все операции будут проводиться под эффективным контролем МАГАТЭ.

– Западная пресса пишет, что Россия поставляет Ирану зенитно-ракетные комплексы «Тор-М1». Это соответствует действительности?

– Вопрос о поставке в Иран зенитно-ракетных комплексов ПВО «Тор-М1» стоит на повестке дня. Эти комплексы рассчитаны на малый радиус действия, предназначены для противовоздушной обороны и не могут быть использованы в наступательных целях.

Российско-иранское сотрудничество в военно-технической сфере полностью прозрачно и осуществляется строго в соответствии с международно-правовыми нормами.

– Позвольте перейти к Индии. Одной из причин застоя в российско-индийских торговых отношениях Дели называет трудности с получением российских виз для индийских бизнесменов. Собирается ли Москва облегчить визовый режим для деловых людей из дружественной страны?

– Прежде всего необходимо отметить, что о «застое» говорить было бы некорректно. Мы ведем речь о том, чтобы масштабы торгово-экономических связей с Индией отвечали уровню наших политических отношений. Поставлена задача к 2010 году увеличить объем торгового оборота между нашими странами до 10 миллиардов долларов США. По мнению российских и индийских экспертов, это вполне реальная постановка вопроса. Так, в 2006 году по имеющейся статистике, за 9 месяцев прирост торговли составил более 20%, и, что примечательно, доля машин и оборудования в российском экспорте превысила отметку в 50%.

Установленная российским законодательством система выдачи виз иностранным бизнесменам по приглашениям, оформленным российской организацией-партнером в органах внутренних дел, является, на наш взгляд, достаточно гибкой. Она позволяет получать визы разных категорий, включая многократные, с различными сроками действия: от нескольких дней до года.

Вместе с тем, стремясь к дальнейшему развитию российско-индийских контактов, Россия готова пойти на упрощение визовых процедур для некоторых категорий граждан. Имеются в виду деловые люди, деятели культуры, ученые, преподаватели, студенты и школьники, спортсмены, представители породненных городов. В этой связи нами был подготовлен проект соответствующего межправительственного соглашения, обсуждение которого сторонами в предварительном плане уже начато.

В то же время полагаем, что упрощение визового режима должно сопровождаться мерами, направленными на борьбу с нелегальной миграцией, в частности – закреплением критериев определения и процедуры возвращения иностранцев, находящихся на территории другого государства в нарушение действующих в нем законов и правил. В этой связи представляется целесообразным одновременное заключение соглашений о визовых упрощениях и о реадмиссии (возврате и приеме незаконных иммигрантов). Кстати, по такому же пути идут многие, в том числе европейские, государства. Проект соглашения о реадмиссии в настоящее время находится на рассмотрении индийской стороны.

– Как вы оцениваете ход индийско-пакистанских переговоров по мирному урегулированию в Кашмире и предотвращению терроризма?

– Политический диалог между Индией и Пакистаном, как и проблемы, для урегулирования которых ведутся эти переговоры, имеет свою давнюю историю. В нем были и подъемы, и спады, и паузы.

Нынешний этап начался с договоренности между премьер-министром Индии и президентом Пакистана, достигнутой в январе 2004 года в Исламабаде.

Стороны договорились о «комплексном диалоге», который охватывает восемь основных групп вопросов – таких, например, как обеспечение стабильности и безопасности в регионе, включая меры доверия, кашмирская проблема, терроризм и нелегальный оборот наркотиков и другие. По каждой из них проводятся отдельные профильные консультации с участием соответствующих ведомств. Это действительно многоплановый переговорный процесс.

В России, безусловно, приветствуют стремление двух стран к урегулированию двусторонних проблем путем переговоров. Оптимизм вселяет тот факт, что с января 2004 года стороны последовательно обсуждают и продвигаются к взаимоприемлемым решениям.

Мы приветствуем ответственный подход Индии и Пакистана к вопросам предотвращения ядерных инцидентов и снижения риска использования ядерного оружия и надеемся, что стороны продолжат работу над проектами соответствующих двусторонних соглашений.

К сожалению, как показывает практика, провокационные действия экстремистских элементов, желающих сорвать переговоры, зачастую достигают своих целей, существенно тормозя динамику мирного процесса. Печальным примером такого рода стали, например, взрывы в Мумбаи 11 июля, которые унесли жизни около 200 индийских граждан.

Во время встречи в Нью-Дели в ноябре 2006 года была достигнута договоренность о создании механизма по борьбе с терроризмом под руководством заместителей министров иностранных дел Индии и Пакистана. С этой целью будут разработаны совместные антитеррористические меры, в том числе через регулярный и своевременный обмен информацией.

Очевидно, что все проблемы невозможно решить одним махом. При этом простые вопросы можно урегулировать раньше, а сложные – на более позднем этапе. Однако изначально было принято правильное решение о том, что весь комплекс вопросов должен обсуждаться параллельно. Это касается и кашмирской проблемы. Так что сводить всю проблематику переговоров только к Кашмиру было бы, на мой взгляд, упрощением, хотя, конечно, эта проблема, а ей уже больше пятидесяти лет, объективно доминирует в двусторонних отношениях.

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
02.01 Британский МИД рекомендует воздержаться от поездок в Кению
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100