Остров разделенных сокровищ |
| 2006-12-12 12:59:09 Основной участник и оператор проекта «Сахалин-2» -- компания Royal Dutch Shell -- сделала ход конем. Атака российских природоохранных ведомств на компанию-оператора Sakhalin Energy и ее партнеров-подрядчиков принесла быстрые и неожиданные плоды. Как стало вчера известно, в минувшую пятницу управляющий директор Shell Йерун Ван дер Вир сделал главе «Газпрома» Алексею Миллеру радикальное предложение по перераспределению долей участников сахалинского мега-проекта, в котором до сих пор участвовали только иностранные компании. Как сообщили западные агентства, ссылаясь на неназванные источники, руководитель англо-голландской корпорации сообщил российскому коллеге о готовности уступить «Газпрому» контрольный пакет «Сахалина-2». При этом отдельно утверждается, что Shell пойдет на это при условии сохранения у себя 25% акций Sakhalin Energy. Судя по всему, эти предложения должны были предвосхитить 600-страничный доклад «Росприроднадзора» о вопиющих нарушениях допущенных в ходе реализации проекта. "Досье" планировалось опубликовать завтра.
Кроме г-на Миллера перспективы работы в России голландец обсудил и с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко. Участники переговоров официально не подтверждают наличие таких предложений, однако и не опровергают эти сведения.
В московском офисе Shell «Времени новостей» лишь подтвердили факт встречи. «Переговоры между Алексеем Миллером и Йеруном ван дер Виром прошли достаточно успешно, в прогрессивном ключе, -- сообщили в пресс-службе компании. -- Цена решения по этому вопросу очень велика, поэтому сейчас трудно ответить на этот вопрос». По словам нашего собеседника, представители японских Mitsui и Mitsubishi (акционеры «Сахалина-2») не принимали участия в переговорах с «Газпромом». «Но мы обязаны информировать всех акционеров о состоянии дел проекта», -- подчеркнул он. В Mitsubishi агентству Reuters сообщили, что ничего не знают о московских переговорах. «Но мы не собираемся выходить из проекта», -- отметил представитель японского акционера. Пресс-секретарь главы «Газпрома» Сергей Куприянов тоже был краток: «В пятницу была встреча с Йеруном ван дер Виром, который сделал ряд предложений, касающихся проекта «Сахалин-2». Мы думаем над ними, учитывая, что у проекта сохраняется ряд объективных проблем, в том числе экологических».
Бизнес-аспект предложения Shell прост и понятен: «Газпрому» предлагается выгодная сделка. Тем более что проект оказался «отягощен» неблагоприятными результатами многочисленных проверок, так что цену актива можно было бы «скостить». Но в последнее время у претензий к «Сахалину-2» появился новый аспект -- политический. Российские чиновники осознали, что режим СРП в условиях нынешней нефтяной конъюнктуры невыгоден для государства. Средства для разработки таких проектов своими силами появились, а значит, глупо отказываться и от будущих прибылей.
Очевидно, что в Москве рассчитывали вынудить Shell отказаться от режима СРП и перевести проект в национальный налоговый режим. Заманчивое предложение, которое, по данным «Времени новостей», было неожиданным и для «Газпрома», поставило Кремль перед сложным выбором. Сохранение условий СРП в обмен на продажу контрольного пакета акций «Газпрому» будет равносильно признанию в преднамеренном изъятии собственности у крупных иностранных инвесторов. Ведь формально государство так и не будет получать свою долю от реализации проекта много лет. Приравнивать же к выразителю национальных интересов наполовину частный «Газпром» в данном случае вряд ли уместно.
В рамках проекта «Сахалин-2» планируется освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на шельфе острова, извлекаемые запасы которых составляют 150 млн тонн нефти и 500 млрд кубометров газа. Строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью 9,6 млн тонн в год, из которых уже более 90% законтрактовано на 20--25 лет. Первые поставки должны были начаться летом 2008 года. Акционерами Sakhalin Energy являются британско-голландская Royal Dutch Shell (55%), японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%).
Летом прошлого года Йерун ван дер Вир сообщил, что SE не укладывается в утвержденную ранее смету проекта. По его словам, для его реализации потребуется 20 млрд долл. (позднее сумма увеличилась еще на 2 млрд долл.) вместо согласованных 10 млрд. Новая смета до сих пор находится на экспертизе в Минпромэнерго, однако с самого начала было понятно, что в условиях СРП она является «непроходной». Срок окупаемости, а значит, и начала получения российским государством своей доли продукции сдвигался за пределы видимой перспективы
Характерно, что за считанные дни до «сметных» новостей, Йерун ван дер Вир подписал с Алексеем Миллером меморандум об обмене активами -- за блокирующий пакет «Сахалина-2» Shell должен был получить 50% акций в проекте добычи газа из неокомских залежей Заполярного месторождения. В течение года компании должны были оценить проекты и заключить сделку. Однако после двукратного роста расходов Sakhalin Energy, о котором «Газпром» даже не поставили в известность, переговорный процесс так толком и не возобновился. А недавно «Газпром» и вовсе публично заявил о разрыве меморандума.
Год закулисных консультаций с Минпромэнерго не привел к сближению сторон. В середине августа «Сахалин-2» стал предметом пристального внимания Минприроды и «Росприроднадзора». Буквально за пару недель были организованы массированные проверки строительства трубы с месторождений к заводу и выявлена масса нарушений, на которые последние несколько лет власти спокойно закрывали глаза. В сентябре ведомство Юрия Трутнева заявило о возможности отмены положительной экологической экспертизы, что просто остановило бы реализацию проекта на несколько лет. Поначалу представители Shell храбрились и даже угрожали дальнейшим ростом расходов по проекту в связи с претензиями российских властей. Однако бойцовского запала хватило ненадолго, и иностранцы решили отдать инициативу «Газпрому».
Тем более что в октябре Владимир Путин лично предложил акционерам «Сахалин-2» не усугублять ситуацию, а искать компромисс за столом переговоров. «Наши партнеры двукратно хотят увеличить свои расходы. Что означает это для российской стороны? По соглашению о разделе продукции мы не будет получать доходы до тех пор, пока не окупятся все расходы. Мы сейчас ничего не получаем, хотя нефть уже добывается несколько лет, а если они увеличат свои расходы, мы еще десять лет вперед не будем ничего получать... Это все проблемы, которые остаются за скобками скандалов, которыми пытаются прикрыться те, кто защищает свои коммерческие интересы. Мы не делаем из этого никакой проблемы. Мы полагаем, что нужно садиться за стол и договариваться. И уверен -- мы решение найдем», -- заявил президент.
По информации «Времени новостей», теперь конструкция сделки может выглядеть следующим образом. Shell продает «Газпрому» 30% минус одна акция Sakhalin Energy, японские компании по 10% плюс одна акция. Причем Mitsui и Mitsubishi активно подталкивали англо-голландского партнера к решительным действиям по налаживанию отношений с российской стороной, поскольку они заинтересованы в проекте не только ради прибыли, но и рассчитывают на поставки газа, без которых энергетический баланс страны после 2010 года мог бы затрещать. Цена акций будет определена независимым оценщиком с учетом роста затрат и экологических рисков проекта. Обмен активами с Shell (в том числе и участие в «Заполярное-Неоком») отложен до лучших времен.
Правда, для того, чтобы сделка состоялась, России еще предстоит придумать, как минимизировать репутационные потери от очередной «успешной» кампании по переделу собственности, на этот раз с непосредственным участием крупной иностранной корпорации.
|