На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

Территориальная проблема для добрых соседей



"Независимая Газета"

2006-12-18 14:59:47

Уходящий год богат событиями в российско-японских отношениях. Недавно, например, отмечалось пятидесятилетие «Совместной декларации СССР и Японии». А на днях министр иностранных дел Японии Таро Асо поднял в парламенте вопрос о возможности раздела Южных Курильских островов поровну между Россией и Японией.

История спора о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Хабомаи, Шикотан известна. И российские, и западные, и японские эксперты не отрицают, что Южные Курилы в Ялте в 1945 году отданы России союзными державами. Япония капитулировала безоговорочно. Но как-то решать проблему все же нужно.

Внешняя политика России в последнее время отличается практичностью. Наверное, и любые территориальные проблемы должны рассматриваться с позиций, если угодно, выгоды. Будь она экономической, политической или военной. Что если рискнуть и на время отбросить верный, в общем, принцип «ни пяди родной земли» и свести вопрос о четырех островах к рассуждению, а что в политико-экономическом плане эти острова нам дают. Или должны дать.

Благодаря Южным Курилам Россия обладает акваторией в богатых районах рыбных промыслов, имеет собственный выход в Тихий океан. Если бы острова не принадлежали России, нашим судам пришлось бы выходить в океан через контролируемые Японией проливы.

Далее. Россия, конечно, не собирается воевать на Дальнем Востоке. Но интересы ее национальной безопасности требуют, чтобы и на дальневосточных рубежах была военная сила. Курильская гряда и особенно Южные Курилы значимы для военного обеспечения экономической деятельности страны на Дальнем Востоке. Эта значимость еще более увеличивается, если учесть перспективы доставки нефти по маршруту Ангарск–Находка и освоения транспортного коридора по Транссибу и БАМу. Россия неизбежно столкнется с торговой войной со стороны судоходных компаний, которые контролируют перевозки между Восточной Азией и Европой.

При всей заинтересованности Японии в нефтепроводе российские судоходные компании также должны участвовать в транспортировке нефти. Такое участие тем надежнее, чем сильнее будет Тихоокеанский флот, в том числе и с базами на Южных Курилах.

Возвращение Южных Курил важно для Японии прежде всего с точки зрения представлений о национальном престиже и безопасности. У Японии нет острой необходимости в заселении островов – ее северные и северо-восточные территории вообще мало заселены. Не связывает Япония с Южными Курилами и какие-то громадные экономические выгоды. Японские политики первой величины открыто говорят об этом в своих «закрытых кругах». В 2002 году получило огласку высказывание влиятельного политика Мунэо Судзуки о том, что «возврат северных территорий не послужит выгоде Японии».

Россия занимает четкую позицию по этой проблеме, не уклоняясь от диалога с Японией по вопросу мирного договора. И суть территориальной проблемы Москва видит не в «признании обоснованности японских требований», а в несогласии Японии с тем, что после Второй мировой войны все Курильские острова принадлежат России. И в этой части, говоря словами президента Путина, Россия «ничего не собирается обсуждать». Речь можно вести лишь о поиске неких вариантов, «которые устроили бы обе стороны».

Наличие старой проблемы не мешает России и Японии налаживать взаимовыгодное сотрудничество. Кстати сказать, Япония имеет территориальные споры и с Китаем, и с Южной Кореей, но поддерживает с ними исключительно активные экономические и гуманитарные связи. Три года назад Китай стал главным торговым партнером Японии, оставив позади США.

Эксперты считают, что нынешний экономический подъем в России создает хорошие перспективы хозяйственным отношениям с Японией. Торговый оборот между нашими странами за последние шесть лет удвоился. В Россию пришли знаменитые японские автогиганты – «Нисcан» и «Тойота». Можно предполагать, что при успешном освоении сборки автомобилей на российской территории к нам потянутся и японские производители комплектующих. С ними могут успешно сотрудничать и российские, и другие зарубежные автостроители. Поскольку для Японии актуальна диверсификация источников нефти, строительство нефтепровода Ангарск-Находка откроет новый этап российско-японского сотрудничества.

При таком ходе событий заинтересованные друг в друге Россия и Япония могут обсуждать «территориальную проблему» как добрые соседи. Тем более что за пятьдесят лет со времени подписания Совместной декларации СССР и Японии стороны научились мирно сосуществовать и сотрудничать даже при отсутствии такой «формальности», как мирный договор.

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
02.01 Британский МИД рекомендует воздержаться от поездок в Кению
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100