Европейская участь России |
| 2006-12-20 18:22:18 Сегодня глава российского МИДа Сергей Лавров на традиционной пресс-конференции подведет внешнеполитические итоги 2006 года. Год назад в Москве рассчитывали, что в условиях охлаждения ее отношений с Вашингтоном основным в российской внешней политике станет европейское направление. Однако этого не произошло. Накануне свое видение отношений с Россией представили руководства ЕС и ОБСЕ, которые открыто усомнились в том, что Россия является демократической страной. Это означает, что на европейском направлении российской внешней политики, по сути, произошел провал.
Сомнения Европы
Итоги развития отношений с Россией подвели высокопоставленные представители Финляндии и Бельгии – стран, которые в уходящем году председательствовали, соответственно, в ЕС и ОБСЕ. Финский премьер Матти Ванханен, выступая в понедельник перед европейскими парламентариями, выразил сожаление, что его стране за время председательства в ЕС не удалось активизировать отношения с РФ. Причина этого, по его словам, состоит в том, что "некоторые тенденции в России дают причину для беспокойства". Далее господин Ванханен сделал достаточно категоричный вывод: "Я не уверен, что Россия движется в верном направлении". А дабы ни у кого не оставалось сомнений, что имеется в виду, уточнил: "Мы не хотим, чтобы Россия двигалась в авторитарном направлении". В качестве примера "движения Москвы в неправильном направлении" финский премьер привел ее поддержку режима Александра Лукашенко, который председатель ЕС назвал "черной дырой и позором Европы". Еще более откровенно высказался в отношении России глава МИД Бельгии Карел де Гюхт, который в интервью главной бельгийской газете Le Soir также подвел итоги уходящего года – но уже с позиции председательствующего в ОБСЕ. Господин де Гюхт прямо заявил, что Россия не является демократическим государством, а ее готовность способствовать урегулированию конфликтов в Приднестровье и Южной Осетии вызывает сомнение. Это высказывание главы бельгийского МИДа Москва не оставила незамеченным. В понедельник в российский МИД был вызван посол Бельгии в Москве Винсент Мертенс де Вильмарс, которому заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко выразил "недоумение по поводу допущенных Карелом де Гюхтом высказываний в отношении России". На вопрос Ъ, будет ли сделан аналогичный демарш в отношении председательствующей в ЕС Финляндии, в МИД РФ отвечать отказались.
Критика Европы
Впрочем, критические высказывания руководства ЕС и ОБСЕ в адрес России вряд ли должны вызывать удивление. Особенно после недавних саммита Россия–ЕС в Хельсинки и заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Брюсселе. Состоявшуюся 24 ноября в финской столице встречу в верхах лидеров 25 стран ЕС и президента России многие назвали едва ли не самым провальным саммитом за всю историю отношений между Москвой и Европой. И для этого были веские основания. На саммите стороны должны были объявить о начале переговоров о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (в Москве даже предлагали назвать его договором о стратегическом партнерстве). Однако на деле саммит превратился в нелицеприятный разговор европейских лидеров с Владимиром Путиным по спорным вопросам: энергетике, правам человека и ситуации в Грузии. Формально это произошло из-за вето Польши на начало переговоров с Россией – в знак протеста против введения Москвой санкций на ввоз польского мяса и сельхозпродуктов. Однако в действительности фактический провал саммита явился проявлением заметного охлаждения в отношениях между Москвой и Европой, которое наблюдается в последнее время. Подтверждением тому стало и состоявшееся в начале декабря в Брюсселе заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ. На нем Россия и Запад разошлись по всем ключевым вопросам: о роли ОБСЕ и ее будущем председателе, о мониторинге выборов, о "замороженных конфликтах" и ратификации адаптированного ДОВСЕ. Встреча представителей 56 членов этой организации, по сути, превратилась в перепалку главы российского МИДа Сергея Лаврова и заместителя госсекретаря США Николаса Бернса, которого поддержали коллеги из многих европейских стран. Сергей Лавров отругал ОБСЕ за то, что центр ее активности в последнее время перенесен на права человека, а два других направления (военно-политическое сотрудничество и экономика) остаются в загоне. Кроме того, российский министр подверг критике попытки "тех или иных сил" использовать ОБСЕ в качестве "площадки для проталкивания односторонних политизированных подходов к 'замороженным конфликтам'". Дело дошло до того, что Россия, по сути, впервые поставила вопрос о своем членстве в ОБСЕ, да и вообще о сохранении этой организации в ее нынешнем виде. Критические заявления финского премьера Матти Ванханена и главы МИД Бельгии Карела де Гюхта в адрес России стали логическим продолжением жесткого "обмена мнениями" в Хельсинки и Брюсселе. И тем не менее плохо скрываемое недовольство Москвы звучащей из ЕС и ОБСЕ критикой понятно. После того как Москва рассорилась по многим вопросам с Вашингтоном, она сочла, что именно Европа является ее самым перспективным партнером. И потому планировалось, что в 2006 году европейское направление должно было стать одним из главных в российской внешней политике. А саммит Россия–ЕС и запуск переговоров по новому Соглашению о стратегическом партнерстве даже претендовали на то, чтобы стать главным внешнеполитическим достижением российской дипломатии в 2006 году, о котором сегодня мог бы объявить господин Лавров. Однако достижениями на европейском фронте российская внешняя политика в нынешнем году вряд ли сможет похвастаться. О чем свидетельствуют и последние заявления руководства ЕС и ОБСЕ. В российском МИДе говорят, что "налицо спланированная кампания по дискредитации России" – этим, мол, и объясняется все возрастающая на Западе критика в адрес Москвы. Однако одни только ссылки на "происки внешних врагов" всегда были, да и сейчас являются слишком простым и поверхностным объяснением ухудшения отношений России и Запада, которое становится все более очевидным.
|