2007-01-08 20:11:19 Массированная PR-атака «Газпрома» на белорусских переговорщиков встретила достойное сопротивление. За четверо суток до часа Х стороны завели друг друга в газовый тупик, который, однако, больше на руку Минску. Повторение украинского сценария в Белоруссии -- прекращение поставок -- может стать началом конца экспортного потенциала «Газпрома». Ведь согласно заключенным контрактам на поставку газа в Польшу и Германию российский концерн обязан доставить газ на их территорию, и проблемы транзита -- это его зона ответственности и головная боль. Второй за год сбой окончательно поставит крест на репутации «Газпрома» как надежного поставщика.
В Белоруссии это понимают и ведут себя вызывающе. «Я не думаю, что руководство «Газпрома» решится на такие действия. Он покажет себя несостоятельным поставщиком. Это будет удар по реноме «Газпрома». Мы взаимосвязаны. У меня нет контракта на поставки газа, у «Газпрома» нет контракта на транзит», -- сообщил вчера белорусский вице-премьер Владимир Семашко, которого руководство российского концерна обвинило в срыве переговоров и неадекватном информировании президента Белоруссии.
Впрочем, ни для кого не секрет, что у г-на Семашко нет и не может быть самостоятельной позиции по газовым вопросам. Ее определяет лично президент Белоруссии. Александру Лукашенко, которому отказано во въезде в ЕС, в отличие от «Газпрома» в Европе просто нечего терять. И в этом коренное отличие сегодняшней ситуации от прошлогодней, когда проблемы с транзитом были со стремящимся в Евросоюз и НАТО украинским руководством.
В правительстве Германии -- главного покупателя российского газа де-факто подтвердили расчеты Минска. Разногласия между Белоруссией и «Газпромом» в вопросе о цене на газ не окажут негативного влияния на газоснабжение Германии, считает представитель правительства ФРГ Томас Штег.
По словам Штега, российско-белорусский «газовый спор» «не затрагивает» снабжение Западной Европы газом, а германское правительство не сомневается в том, что Россия сохранит верность своим договорным обязательствам, касающимся поставок газа. Как передает ИТАР-ТАСС, г-н Штег призвал российскую сторону решить вопрос о повышении цены на газ для Белоруссии до мирового уровня «не бурно», «планомерно и с переходными процессами».
Тем не менее вчера стороны обменялись жесткими выпадами, после которых искать компромисс и делать партнерский вид становится гораздо сложнее. Глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что очередной день переговоров закончился безрезультатно. «Белорусская сторона продолжает занимать деструктивную позицию, -- поведал он. -- В этой связи серьезное беспокойство вызывает тот факт, что действующий контракт истекает через четыре дня. И в том случае, если контракт на поставку газа на будущий год не будет заключен, у «Газпрома» не будет ни каких оснований для поставки газа потребителям с десяти часов утра московского времени 1 января 2007 года». Одновременно глава концерна пообещал, что газ, который должен идти через Белоруссию в Европу, будет поставляться на границу в полном объеме. Но при этом «Газпром» уже направил правительствам Литвы, Польши и Германии (получают через белорусскую территорию около 45--50 млрд кубометров газа в год) письма с уведомлением о возможных сложностях при доставке.
Кроме того, г-н Миллер намекнул, что обратился в правительство России с предложением ввести в отношении поставок газа в Белоруссию 30-процентную пошлину, отсутствие которой лишает российский бюджет 1,3 млрд долл. Эта мера увеличит рыночную цену для республики с озвученных ранее 200 долл. за тыс. кубометров до 260 долларов.
Одновременно экспортный зампред правления «Газпрома» Александр Медведев на телеконференции с иностранными инвесторами признался, что у «Газпрома» нет возможности в полном объеме обеспечить выполнение контрактных обязательств перед европейскими потребителями, если транзит через Белоруссию прервется. «К сожалению, обеспечить полную компенсацию, если Белоруссия будет отбирать газ в том объеме, в котором она его потребляет, будет невозможно, тем более в течение долгого периода, -- сказал Александр Медведев. -- Мы отвечаем за снабжение наших потребителей в соответствии с контрактами, которые заключены. Мы сделаем все возможное от нас, чтобы потенциальный несанкционированный отбор был компенсирован».
Впрочем, доказать этот самый несанкционированный отбор юридически будет крайне сложно. Вопрос «Времени новостей», намерена ли Белоруссия перекрывать транзит газа или заниматься его несанкционированным отбором, вызвал у замминистра энергетики Эдуарда Товпенца улыбку. Он пообещал «ни на йоту не отходить от законодательства» и пояснил: «В любом случае мы будем действовать строго в рамках закона. Есть масса вариантов, при которых можно найти цивилизованный выход из положения. Самый худший вариант -- размахивать топором».
По логике Минска, если «Газпром» посчитает автоматически пролонгированным контракт на транзит (очевидно, что «Белтрансгаз» под продлением не подпишется), то и Белоруссия может считать продленным договор на поставку российского газа по 46,68 долл. В связи с этим г-н Товпенец выразил надежду, что сторонам удастся подписать контракты на поставку и транзит газа до начала Нового года. «До 1-го числа не пять минут. Мы будем искать выход из положения», -- сказал он.
Возможность найти компромисс до начала нового года кажется чрезмерно оптимистичным вариантом развития событий. Стороны жестко придерживаются занятых позиций. Г-н Семашко назвал неприемлемыми предложения России, предполагающие поставки газа в 2007 году по 105--110 долл. за тыс. кубометров, из которых 30 долл. должно оплачиваться за счет продажи акций газотранспортного предприятия «Белтрансгаз». «Предложения российской стороны неприемлемые и неподъемные для белорусской экономики», -- считает министр энергетики Белоруссии Александр Озерец. Минск хочет платить за газ 75 долл. за тысячу кубометров, а средства от продажи 50% акций «Белтрансгаза», который оценивается в 5 млрд долл., получить деньгами. И, таким образом, обменять пакет на сохранение цены газа этого года и заработать на продаже пакета 1,9 млрд долл. чистыми.
«Переговоры идут агрессивно, и сегодня конфликт из двустороннего может перерасти в многосторонний, поскольку речь идет об интересах европейских потребителей. Это выгодно белорусскому руководству, поскольку сложившаяся ситуация может стать причиной неуверенности ЕС в соглашениях и стратегических контрактах с Россией», -- считает глава белорусского аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.
Конечно, в среднесрочной перспективе у Европы нет возможности отказаться от импорта российского газа, но попытки найти им альтернативу теперь будут еще интенсивнее.
|