Черноморский флот к бегству готов |
| 2005-05-24 16:23:57 Россия может перенести свою черноморскую военную базу из Севастополя в Краснодарский край. С таким предложением к Владимиру Путину обратился на минувшей неделе адмирал Эдуард Балтин, бывший командующий Черноморским флотом. «НГ» удалось выяснить, что подобные проекты действительно прорабатываются. Как сообщили корреспонденту «НГ» информированные источники в Севастополе, на прошлой неделе в район российских территориальных вод вышел в море на три месяца гидрограф «Челекен». Отмечается, что «он промеряет все глубины близ побережья и ведет исследования будущих мест базирования ЧФ». Возможно, активизация усилий по поиску альтернативы Севастополю стала своеобразным ответом на прозвучавшие в середине мая заявления Виктора Ющенко, который пообещал поднять арендную плату для Черноморского флота на территории Украины.
Как заявил «НГ» Эдуард Балтин, ждать каких-то кардинальных решений в определении новой военно-морской инфраструктуры на российском побережье после работы «Челекена» не приходится. Тем не менее в своем письме на имя Владимира Путина адмирал изложил суть масштабного проекта, связанного со строительством новой главной базы Черноморского флота в районе Соленых озер близ Анапы. На днях он получил из президентской администрации за подписью начальника главного штаба Военно-морского флота адмирала Владимира Масорина отрицательный ответ. Масорин сообщал, что будущая военно-морская инфраструктура будет развиваться в Новороссийске и Туапсе и на это уже выделены деньги. И принятых решений никто не будет менять.
Балтин считает такое решение проблемы ЧФ ошибочным. «В Новороссийске по погодным условиям строить нельзя, в лучшем случае там может находиться пункт базирования, район Туапсе вообще является курортной зоной, где нет территории для инфраструктуры флота», – отмечает адмирал. Балтин по прежнему настаивает, что новую базу ЧФ наиболее целесообразно строить в районе именно Соленых озер. Это выгодно, по его мнению, и с точки зрения физико-географического положения, и стоимости работ, и абсолютно свободной территории, и нахождения вблизи железнодорожных путей, ЛЭП, газопроводов. По словам автора этого проекта, сами озера похожи на Донузлав (бывшая запасная главная база ЧФ в Крыму), однако они мелководны – с глубиной 1–2 метра. Балтин считает возможным применить здесь так называемый голландский способ, то есть провести откачку воды и ила, углубить дно, а затем срыть песчаную косу, отделяющую озера от моря. «И мы получаем отличную гавань», – считает адмирал и уточняет, что базу ЧФ нужно строить как порт двойного назначения при долевом участии нефтяных компаний, пограничников, ВМФ и Минтранса.
Балтин в своих предложениях президенту опирался на расчеты Санкт-Петербургского НИИ «Военпроект», который в конце 80 гг. исследовал Соленые озера на предмет строительства там военно-морской инфраструктуры. Однако эти расчеты правительство не убедили. «Дорого все это, вот квинтэссенция ответа на мои предложения», – отмечает Балтин. «Наше правительство живет одним днем. И если они сейчас не начинают масштабного строительства, это говорит о том, что будущего у Черноморского флота не будет. Его или сократят, или корабли сами выйдут из строя или затонут, как это уже было в Новороссийске зимой 2002 года», – считает адмирал. Впрочем, и альтернативные проекты (см. справку) оцениваются в миллиарды рублей.
Правда, российские военачальники до сих пор выражали уверенность, что наши корабли Севастополь все-таки не покинут, а Украина не решится сильно конфликтовать с Россией по поводу аренды. «Россия никогда не уйдет из Севастополя, – утверждает бывший начальник Главного штаба ВМФ РФ Виктор Кравченко. – Экономика Украины на 60% завязана на Россию, поэтому Украина не решится на открытый конфликт». По мнению адмирала, до 2017 года, когда завершится договор аренды базы, остается еще много времени, в течение которого несколько агрессивная позиция Украины по этому вопросу может поменяться.
Так что дорогостоящие проекты строительства альтернативных баз могут быть плодом лоббистских усилий региональных и местных властей – аналогично проекту переноса железной дороги в Краснодарском крае с Черноморского побережья в глубь материка.
Из досье «НГ» Главком ВМФ РФ Куроедов ранее сообщал, что проект переноса военно-морской базы из Севастополя реализуется в два этапа. В ходе первого этапа до 2011 года в Новороссийске будет построен пункт базирования кораблей. Общие расходы ВМФ за этот период составят 6 млрд. рублей. В 2005 г. на эти цели выделено 900 млн. рублей. На втором этапе будет построен второй пункт базирования, который, по словам Куроедова, разместится, «видимо, чуть южнее». Затраты на строительство одного причала составят 150 млн. рублей. В настоящее время по новороссийской части проекта готовится государственная федеральная программа, которая будет финансироваться из госбюджета.
|