На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ЖУРНАЛ
 Распечатать

(Китай + США) и ритмы Евразии

2004-02-07 20:31:27

На протяжении двадцатого века американо-китайские отношения претерпели значительную эволюцию - от доктрины открытых дверей, когда Китай рассматривался как полуколония великих держав, до признания самого Китая в качестве великой державы (о чем свидетельствовало место в Совете безопасности ООН) де юре, а затем и де факто, когда американские политики из администрации Никсона и Форда стали рассматривать КНР в качестве равноправного партнера на международной арене. И даже союзника.

Тем не менее, в американском подходе в китайском вопросе есть своя специфика, которую нельзя игнорировать. Речь идет о том, что у республиканцев и демократов несколько разный подход по отношению к азиатскому гиганту. Это притом, что и подход КНР в отношениях с США также далек от постоянства. Понимание этих нюансов необходимо, потому что китайско-американский диалог проходит не в безвоздушном пространстве. Он затрагивает не только Россию и постсоветское пространство, но и Японию, Корею, Индию, Пакистан, Иран, Евросоюз, шестерку азиатских тигров. Линии противоречий довольно многочисленны - здесь и территориальные споры в Тибете и Южно-Китайском море, и вопросы китайского экспорта, соблюдение прав человека, конкуренция на рынках высоких технологий.

Поскольку США являются для Китая важнейшим партнером, можно без преувеличения сказать, что динамика отношений этих двух стран во многом задает тон на всем евразийском пространстве. Основополагающее значение Китая на евразийском пространстве не вызывает сомнений. В обосновании данному тезису можно приводить как цивилизационную теорию Тойнби, модернизированную затем Хантингтоном, так и любимую многими в России теорию пассионарности Гумилева, не говоря уже о геополитических конструкциях Маккиндера и Мэхэна. Влияние США на евразийские дела так же бесспорно. Собственно, США и Китай являются важнейшими цивилизационными центрами современного человечества. Будучи сами по себе влиятельными, эти державы вырабатывают в ходе взаимодействия определенные импульсы, к которым не могут не прислушиваться их партнеры на евразийском пространстве. Характер взаимодействия определяет и характер импульса, вот почему важно знать специфику поведения каждой из сторон.

Основные черты позиции правящей республиканской партии закладывались при Никсоне, но собственно формирование республиканского курса осуществилось во времена правления Рейгана. Тогда в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов в мире происходит ряд изменений, которые потребовали корректировки подходов к важнейшим международным проблемам и вызвали к жизни новое поколение политиков. Семидесятые годы характеризовались вялотекущей депрессией экономик западных стран. Инфляция, рост забастовочного движения, высокие цены на нефть - вот факторы, перед которыми оказывались бессильны действовавшие тогда западные, в основном либеральные правительства. Научно-техническая революция требовала и изменения подходов к управлению и принятию решений. И не случайно, что на смену либералам в течение короткого срока на выборах по обе стороны Атлантики побеждают консервативные политики - сторонники твердой линии. В США - это республиканцы во главе с Рейганом, которые через два года получают большинство и в обеих палатах парламента.

"Консервативная революция" явилась импульсом, характерным для всего евразийского пространства. В азиатском мире реакция на него была разная - от частичной либерализации экономики (в Китае), введения элементов "управляемой демократии" - Южная Корея, Тайвань, до попыток противодействия, например, путем создания исламского государства в Иране. Успех различных проявлений "консервативной революции", прежде всего, в контексте своевременности тетчеризма, рейгономики и экономических реформ в Китае стал важным фактором оживления мировой экономики, вообще, и, что немало важно, послужил укреплению стабильности в мире, поскольку во многом обеспечил победу запада в холодной войне.

С приходом к власти администрации Рейгана в американской внешней политике произошли крупные изменения. В рейгановской стратегии восстановления мощи и лидерства США в мире Китаю отводилась гораздо меньшая роль, чем в политике предыдущих администраций. Это, несмотря на то, что вице-президентом США стал Джордж Уокер Буш (старший), который несколько лет возглавлял дипмиссию США в материковом Китае. 

Для администрации Рейгана КНР представляла собой лишь региональную силу. Кроме того, Китай являлся коммунистическим, т.е. по сути дела враждебным государством, на которое опасно полагаться. Одновременно Тайвань воспринимался как естественный идеологический союзник, как важный опорный пункт американской стратегии на Тихом океане. 

В силу этого на протяжении восьмидесятых годов отношения КНР - США развивались довольно трудно. Недовольство в Пекине вызывали три особенности внешнеполитического подхода США по отношению к Китаю. Во-первых, восприятие КНР как слабого государства, неспособного играть большую роль в сдерживании СССР. Во-вторых, демонстрируемое американцами "понимание", что у Китая нет другой альтернативы, кроме как опираться на США в стратегическом и экономическом плане. Чиновники Госдепа и влиятельные аналитики прямо указывали, что КНР фактически зависит от США, находясь перед "новой угрозой" и нуждаясь в американских капиталах и технологиях. В-третьих, Китай раздражали опасения американцев относительно ненадежности Китая как партнера (из-за его коммунистического строя) и возможности неблагоприятных для Запада перемен в китайской внешней политике. В свою очередь уже в китайском руководстве зрело убеждение, что Вашингтон не является надежным партнером, поскольку США рассматривают свои отношения  с КНР через призму советско-американских отношений, пытаются "разыгрывать китайскую карту" против Кремля. Поэтому в случае очередной разрядки Китай может оказаться ненужным.  По мнению представителей Пекина, США часто вели себя высокомерно, явно исходя из того, что Китай стерпит, ибо нуждается в США больше, чем они в КНР.

В первые годы правления Рейгана американская позиция в отношении Китая отличалась крайней непоследовательностью. Рейган провозгласил основой политики в одинаковой степени коммюнике об установлении дипломатических отношений с КНР 1978 года и закон о взаимоотношениях с Тайванем 1979 года. Было официально заявлено, что США никогда не признавали политического суверенитета и юрисдикции КНР над Тайванем, и одновременно, что США должны продолжать поставки оборонительного оружия Тайваню. Такая позиция не могла не встречать возражений со стороны КНР. В это же время происходит обострение китайско-американских разногласий в экономической области. Большое раздражения вызывали в Китае звучащие из Вашингтона угрозы, что Пекин может лишиться американской помощи из-за неурегулированности тайваньского вопроса. В таких условиях Пекину было очень трудно идти на диалог с США. 

При этом КНР предпринимал значительные усилия дипломатического плана по маневрированию в рамках большого треугольника (СССР-США-КНР). В китайском подходе к взаимоотношениям в рамках этого треугольника прослеживалось четыре основополагающих момента:

  1. дистанцирование от сверхдержав;
  2. критика СССР и США за проявления гегемонизма в их политике по отношению к третьим государствам;
  3. демонстрирование заинтересованности  в улучшении советско-американских отношений;
  4. развитие связей с обеими сверхдержавами. 

Китайское руководство стало дистанцироваться от Вашингтона даже в АТР, несмотря на совпадение позиций двух стран по афганской и кампучийской проблемам. Китай потребовал от СССР и США не размещать в Азии ядерные ракеты. Более того. Пекин отказался поддержать Вашингтон в инциденте с южнокорейским самолетом, сбитым  над советской территорией в августе 1983 года. Что было воспринято как публичная пощечина американской администрации. 

Из вышесказанного следует сделать вывод, что для китайской дипломатии того времени главной задачей являлось балансирование в рамках вышеуказанного треугольника. Причем подобного рода "китайская дипломатия" портила много нервов и в Москве и в Вашингтоне. В США опасались нормализации связей между СССР и КНР, особенно межпартийных, а Москву тревожили китайско-американские контакты, прежде всего, в военной области. 

В китайской прессе СССР подавался как агрессор и ненасытный захватчик, создающий угрозу безопасности в азиатском мире, а в качестве примера приводились не только афганский и камбоджийский конфликты, но и на непрерывное увеличение мощи ВС СССР на Дальнем Востоке и укрепление советских баз во Вьетнаме. 

Китайско-американские отношения переживают в указанный период то спад, то подъем. Тенденция к улучшению наметилась в 1982 году с подписанием совместного коммюнике, в соответствии с которым США стали сокращать поставки оружия Тайваню и признали правительство КНР в качестве единственного законного правительства Китая, что существует лишь один Китай и Тайвань - его часть. Но поскольку корни разногласий по Тайваню лежали намного глубже, то стороны возобновили полемику сразу же после подписания документа. Параллельно шел спор из-за ограничений на передачу Китаю американских технологий и на экспорт китайского текстиля в США. 

С визитом Рейгана в КНР в 1984 году снова наметилась тенденция к улучшению отношений. Это выразилось в оживлении двусторонних контактов на официальном и неофициальном уровне. Но переговоры по урегулированию существовавших разногласий шли трудно, так как США были вынуждены прислушиваться к мнению своих союзников в АТР (прежде всего Южной Кореи и Тайваня) опасавшихся усиления Китая, а в самой Америке сохранялась оппозиция расширению военных связей с Пекином. 

В период с 1985 по 1988 годы отношения продолжало лихорадить, хотя и в меньшей степени. Основной болевой точкой, по-прежнему, оставался Тайвань. КНР не устраивали контакты, которые США поддерживали с Тайбэем, тем более, что  американцы не соглашались на дальнейшее снижение поставок оружия Тайваню. Но, поскольку в Китае были заинтересованы в расширении тайваньских инвестиций в экономику и уже осознавали факт невозможности полного слияния на том этапе двух столь разноплановых систем, Пекин идет на расширение контактов с Тайбэем. Таким образом, снижалась угроза подчинения острова силой. В новых условиях проблема Тайваня не рассматривалась больше Пекином как серьезный повод для того, чтобы портить отношения с США, замедляя, таким образом, темпы роста двусторонних связей. Выдвигается идея мирного воссоединения двух Китаев, и в КНР хотели, чтобы США оказали свое содействие и взяли на себя посредничество в урегулировании этого вопроса. В Вашингтоне стали обещать, что США будут прилагать усилия по созданию соответствующих условий для диалога через Тайваньский пролив. 

Другой острой проблемой двусторонних отношений стал тибетский вопрос. В силу целого ряда причин, прежде всего, социально-экономического плана, этот регион оказался охваченным сепаратистскими настроениями. Сопротивление властям приняло насильственные формы. В 1987 г. было заявлено об отделении этой провинции от Китая, что встретило сочувствие в правящих американских кругах, палата представителей конгресса США приняла резолюцию "О нарушении прав человека в Тибете", выражая тем самым свою озабоченность положением в этом регионе. Реакция Пекина в ходе кризиса (в зависимости от общей ситуации в отношениях с Вашингтоном) колебалась от сдержанных реплик, как, например, что "КНР и США придерживаются разных точек зрения в области прав человека", до бурного возмущения. Фактически акция американских законодателей расценивалась в Пекине как грубое вмешательство во внутренние китайские дела. 

Но не смотря на все эти проблемы, продолжали существовать и развиваться американо-китайские связи в гуманитарной, образовательной и культурной областях. С расширением контактов в этих сферах в США связывали надежду на возможность духовного перерождения китайцев. Прежде всего, в результате американской помощи, направленной на модернизацию китайского общества на основе демократических принципов, вплоть до их отказа от социалистического пути. Однако попытки осуществления подобных мероприятий на практике вызывали негативную реакцию в китайском руководстве, что в свою очередь не способствовало увеличению доверия к Китаю со стороны США.

Тем временем политическая ситуация в Евразии и в мире претерпевает большие изменения. Прежде всего, в связи с начавшимися в Советском Союзе с приходом там к власти Горбачева процессами перестройки, либерализации и демократизации структур советского общества в соответствие с требованиями гласности и обновления. Эти процессы охватили все так называемое социалистическое содружество и привели к краху господствовавшие там авторитарные режимы. При этом происходят коренные изменения во внешней политике Советского Союза, усиление контактов Восток-Запад, в особенности СССР-США, подписывается ряд соглашений, направленных на обуздание гонки вооружений и их сокращения, что ведет к спаду международной напряженности. 

Таким образом, каждый из участников системы МО был поставлен перед необходимостью пересмотра ролевых функций, как своих собственных, так и функций партнеров. Аналитики отмечали, что Китай в силу этих изменений теряет свою привлекательность для США в качестве инструмента для проведения антисоветской политики, и у американцев появляется соблазн подтолкнуть Китай последовать советскому примеру. 

В Китае с недоверием и осторожностью наблюдали за процессами, разворачивающимися в СССР, и они, конечно, не могли пройти бесследно для китайского общества. Особенно ярко это воздействие проявлялось среди молодежи и интеллигенции, откуда стали раздаваться требования проведения аналогичных реформ и в Китае. Возникший в результате этого антагонизм достиг своего апогея в  ходе визита М.С. Горбачева в Китай в мае 1989 года, который стал поводом для массовых беспорядков, за которыми последовали события на площади Тяньаньмэнь и связанные с ними репрессии. 

В США эти события были квалифицированы как нарушение прав и свобод человека и использовались в качестве предлога для  коренного пересмотра отношений с Китаем. 

В целом, восьмидесятые годы стали временем, когда были заложены основы того здания американо-китайских отношений, каким мы привыкли его видеть сейчас. С одной стороны, стороны вынуждены были отказаться от иллюзий, которые они питали друг другу на начальном этапе развития отношений. С другой стороны, принцип прагматизма, который исповедовали обе стороны, не мог не привести к возрастанию сотрудничества в разных сферах, прежде всего, в области экономики. Заложенный фундамент оказался достаточно прочен, чтобы пережить окончание холодной войны, когда США уже были не столь заинтересованы в Китае как в стратегическом партнере, а критика китайских методов внутреннего управления доминировала.

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ США И КНР ПОСЛЕ СОБЫТИЙ НА ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ

Итак, как уже было сказано, в США произошло резкое изменение курса по отношению к правящей верхушке в Китае. В начале президенту Бушу удалось сохранить единство мнений в США о политике в отношении к КНР, когда 5 июня он объявил о мерах США в ответ на инцидент на Тяньаньмэнь. Администрация США объявила о введении временного запрета на американо-китайское сотрудничество в военной области. Было приостановлено осуществление ряда программ поставки КНР техники и оборудования так называемого "двойного назначения". Позднее в письменном заявлении Белого дома сообщалось, что временно откладываются все обмены визитами с КНР на правительственном уровне. В документе также говорилось о том, что США будут добиваться отсрочки рассмотрения новых займов Китаю от международных финансовых организаций.

В Конгрессе и американских СМИ было много нареканий на слишком мягкий, по их мнению, подход президента Буша к Китаю. После бурных дебатов члены палаты представителей Конгресса США проголосовали за новый пакет санкций в отношении Китая. Эти санкции предусматривали приостановление действия совместных программ в торгово-экономической области, ввели запрет на продажу КНР высокотехнологичной продукции, ядерных материалов и полицейского снаряжения до тех пор, пока президент США не заявит американским законодателям об изменении обстановки в Китае. Американский Сенат в свою очередь также одобрил пакет санкций против КНР, который включал еще и шестимесячный запрет на деятельность в Китае корпорации частных капиталовложений за границей, а также отказ от сотрудничества в ядерной области и запрет на отправку в КНР спутников для вывода их на орбиту китайскими ракетоносителями. Была создана согласительная комиссия Конгресса, одобрившая все эти санкции и выдвинувшая законопроект "Программы введенных в законодательном порядке американских санкций в отношении  Китая". Причем интересно отметить, что решения по данному вопросу были приняты через несколько дней после того, как на пресс-конференции президент Буш заявлял о существовании "гигантских геополитических причин", согласно которым Штатам следует иметь тесные стратегические отношения с Китаем.

Поскольку уже тогда американцы рассматривали некоторые нормы своего законодательства как носящие транснациональный характер, ограничения коснулись многих европейских и японских компаний, осуществлявших свою деятельность в США.

Осуждение Китая на евразийском пространстве приобрело практически всеобщий характер. Но в силу значимости КНР как торгового и политического фактора, а также наличия у Пекина места в Совете Безопасности ООН, а, следовательно, и права вето при решении важнейших вопросов мировой политики, Китай не удалось превратить в "страну-изгоя", как примерно в это же время случилось с Ливией, Ираком и Северной Кореей. При этом многие США не считали, что настало время для слишком драматических перемен в своей внешней политике в отношении к КНР. Что же касается китайских руководителей, то они, в частности Дэн Сяопин, заявляли, что проявить инициативу в деле нормализации двусторонних отношений должны именно США.

После разгоревшегося кризиса резко возрастает количество визитов американских высокопоставленных лиц в Китай, которые в силу запрета на официальные контакты носили преимущественно частный характер. Важнейшим в серии этих контактов стал визит в конце октября 1989 г. бывшего президента США Никсона (это была уже шестая по счету с 1972 г. его поездка в Китай), имевший целью переломить тенденцию к ухудшению американо-китайских отношений. В ходе визита он встретился с Дэн Сяопином и Председателем КНР Ян Шанкунем, с генеральным секретарем ЦК КПК Цзян Цзэминем, премьером Госсовета Ли Пэном и другими высокопоставленными официальными лицами КНР. Никсон проинформировал китайских руководителей, что сохранение отношений между США и КНР будет отвечать интересам обеих сторон. Он также подчеркнул, что жесткие акции Пекина вызывают чрезвычайно негативную реакцию в США, и недвусмысленно дал им понять, что Китай не сможет больше использовать угрозу "улучшения своих отношений с СССР" в качестве средства нажима на Америку.

Следующим шагом к нормализации отношений явился визит в ноябре того же года бывшего госсекретаря США Киссинджера в качестве гостя китайского правительства, во время которого он встретился с экс-министром иностранных дел КНР У Сюецянем. Основной целью являлось возвращение в двусторонних отношениях на уровень, предшествовавший июньским событиям на площади Тяньаньмэнь. Переговоры шли гораздо легче, чем во время визита Никсона, поскольку в отличие от остальных американских представителей Киссинджер не осудил "насильственного подавления продемократического движения в Китае". Еще в июне Киссинджер сказал следующую многозначительную фразу: "Ни одно правительство в мире не опустило бы такого положения, чтобы центральная площадь в столице страны была оккупирована в течение восьми недель".

В ноябре 1989  года палата представителей конгресса США приняла законопроект об ассигнованиях на иностранную помощь на 1990 финансовый год в размере 14,6 млрд. долларов, часть из которых косвенно предназначалась Китаю, что встретило резко негативную реакцию в Белом доме. Эти деньги предназначались агентству ООН по планированию семьи, которая оказывало Китаю помощь. Пытаясь избежать вето президента, парламентарии включили в него поправку, согласно которой Буш-старший мог блокировать выделение этих средств, если будет доказано, что власти КНР "прибегают к насильственным абортам и стерилизации в целях контроля над рождаемостью".

В американских СМИ отмечалось все увеличивающееся негативное воздействие кризиса на экономические отношения между двумя странами. За год до начала событий американские инвестиции в китайскую экономику достигли рекордных показателей - 3,5 млрд. долларов. В 1989 году в интервью американских бизнесменов, ведущих дела с Китаем, регулярно высказывался страх перед "экспроприацией". Одновременно СМИ обвинили Китай в том, что он вводит "дополнительные преграды" для импорта в КНР товаров иностранного производства. Пекин обвинили и в том, что высокопоставленные китайские инстанции блокируют создание совместных американо-китайских предприятий, передавая вопросы их создания в нижестоящие государственные органы. Недовольство американцев вызывало и то, что китайские власти без предупреждения вводили контроль за ценами на продукцию, производимую на совместных предприятиях, запрещали поставлять этим предприятиям сырье и материалы.

Следует отметить, что на тот момент США являлись вторым после Гонконга мировым инвестором в китайскую экономику, а объем китайско-американской торговли составил весной 89 г. - 8 млрд. долларов. И если до событий на площади Тяньаньмэнь сотни американских корпораций собирались продолжать вкладывать в китайскую экономику миллиарды долларов, то после них желание американских предпринимателей связывать судьбу с будущим китайской экономики оказалось подорванным. 

К середине 1990 года появилась опасность того, что китайско-американские отношения могут опуститься до еще меньшего уровня в результате отказа США возобновить режим наибольшего благоприятствования и возможных ответных мер Китая. Но руководители обеих стран старались сохранить основу для нормальных отношений. Китайские руководители все еще рассматривали связи с США как важнейший элемент своих усилий по модернизации Китая, а американские руководители не хотели допускать, чтобы из-за событий на площади Тяньаньмэнь ставилась под угрозу стабильность в Азии.

Зимой 89 - весной 1990 года лидеры конгресса, после того как не смогли преодолеть вето президента на закон об иммиграции из Китая, не ставили больше под сомнение политику Буша, избегавшего крупных запретительных акций в отношении Китая. Администрация заняла умеренную позицию по поводу продления Китаю РНБ (режима наибольшего благоприятствования), утрата которого привела бы к тому, что китайский экспорт в США, достигший к тому времени 12-ти млрд. долларов в год, стал бы облагаться высокими пошлинами - фактически значительная часть американского рынка была бы закрыта для китайских товаров. После бурных дебатов многие критики администрации Буша в отношении Китая, тем не менее, выступили в пользу предоставления китайскому экспорту РНБ.

Следует отметить, что по закону, статус РНБ для Китая должен возобновляться каждый год в результате удостоверения президентом того, что Китай разрешает свободную эмиграцию. Для Китая вопрос свободной эмиграции - весьма болезненная тема, поскольку помимо утечки мозгов, он подразумевает и утечку некой информации, которую китайские руководители не хотели бы предавать огласке. Например, большой ущерб репутации китайской верхушки нанесли опубликованные в США во второй половине 90-х воспоминания личного врача Мао Дзэдуна Ли Джисуя. И хотя в них ничего не говорилось о ныне действующих китайских вожаках, невысокий интеллектуальный уровень и весьма сомнительный моральный облик "строителей коммунизма" и их приспешников, а также волюнтаристский стиль руководства и принятия решения в КНР и КПК были выставлены на всеобщее обозрение.

В отличие от других санкций, наложенных на Китай Соединенными Штатами в знак протеста против жестких мер армии - таких, как прекращение займов Всемирного банка, - противники и сторонники санкций согласны с тем, что потеря статуса НБН имела бы очень серьезные последствия. Это коснулось бы не только Китая, но и США, и Гонконга, чьи промышленные компании очень зависят от предприятий в Китае, производя товары для американского рынка. Китайский экспорт в США включает широкий круг товаров: текстиль, игрушки, спортивные товары, чемоданы, сумки и бытовую электронику. Непосредственным результатом лишения Китая статуса НБН было бы повышение тарифов на китайский экспорт в США до неприемлемых уровней. По оценкам ЦРУ Китай лишился бы экспорта в США минимум на три млрд. долларов в год. По оценкам же Госсовета КНР было бы затронуто значительно больше половины китайского экспорта в США. Интересно отметить, что крупнейший поставщик гражданских самолетов и запчастей Китаю компания "Боинг" решила публично поддержать РНБ для Китая.

В середине 90 года было мало признаков того, что проблемы американо-китайских отношений будут быстро разрешены, а руководители обеих стран предвидели, что им будет очень трудно избежать дальнейшего ухудшения отношений в ближайшие два года. Но логика предвыборной борьбы вновь поставила перед американской администрацией вопрос о том, насколько целесообразным является сохранение прежнего столь жесткого курса по отношению к Китаю, учитывая сопротивление, оказываемое со стороны Уолл-Стрита политике увязки экономического сотрудничества с соблюдением в КНР прав человека.

Этот диалог о правах человека никогда не был особенно продуктивным, но он давал американским дипломатам и должностным лицам, посещавшим Китай, основы для запроса о судьбах конкретных политических заключенных. Это иногда позволяло улучшить положение тех или иных людей. По крайней мере, своим участием в дискуссии и ответами на запросы Китай признавал, что права человека действительно могут служить темой для переговоров и даже жесткого торга. Например, когда Буш решил пойти в ва-банк,  разрешив в сентябре 1992 г. поставить Тайваню новейшие истребители Ф-16, а Китай в ответ на это приостановил рассмотрение американских запросов по правам человека. Это резко ухудшило состояние китайско-американских отношений. Но не добавило очков в предвыборную копилку Буша-старшего.

Клинтон в ходе своей предвыборной кампании резко критиковал Китай за нарушение прав человека, заявив, что выступает за увязку торговли с КНР с положением по правам человека в этой стране. После выборов он несколько ослабил эту критику, однако дал понять, что будет проводить в этом вопросе более жесткую линию, нежели администрация Буша-старшего. Но в отличие от предшественников Клинтон не вел активной внешней политики. Практически все внешнеполитические акции его администрации были напрямую связаны с потребностями экономического развития страны, с попытками вывода американской экономики из структурного кризиса.

Клинтон не мог не осознавать, что американские компании несут огромные издержки в результате этой ненормальной ситуации. Тем более, что союзники США один за другим отказываются от политики эмбарго, а их корпорации продолжали освоение и раздел необъятного китайского внутреннего рынка, постепенно вытесняя оттуда американцев. К тому же в результате кризиса Китай получил такое активное сальдо в торговле с Америкой (за первые девять месяцев 92 года оно достигло 13,4 млрд. долларов, больше, чем за весь 1991 год), что этот дисбаланс стал вызывать серьезное беспокойство. В ноябре 1992 г., уступая нажиму со стороны США, Китай открыл свой рынок для большего количества американских товаров и принял другие меры по открытию части экономики для управления рыночными методами.

Конечно, Билл Клинтон успел вызвать нарекания Пекина, называя во время своей предвыборной кампании китайское руководство "диктаторами". Политику президента Буша он характеризовал как "неудачную", требуя ее решительного изменения. Одним из первых о характере намечаемых изменений высказался член Совета по международным отношениям Джон Суинг, возглавлявший в апреле 1992 года делегацию в Китай. Он заявил журналистам, что хотя в ходе турне члены делегации ставили вопрос о правах человека на каждой встрече, на всех большое впечатление произвел увиденный в Китае экономический подъем. Суинг подчеркнул, что он лично не одобряет увязки торговых отношений с правами человека и надеется, что Китай сделает некоторые уступки, "дабы не ставить Клинтона в трудное положение".

Понимая, что отношения с Китаем слишком ценны, чтобы ставить их под угрозу из-за одной проблемы, Клинтон совершил политический поворот, заявляя, что Штаты больше не будут связывать торговлю с правами человека. И этот шаг сразу же привел к улучшению двусторонних отношений. Только теперь конфликты стали возникать вокруг множества экономических и политических проблем, а также вопросов безопасности. Заслуга администрации Клинтона состояла в том, что США, таким образом, развязали себе руки для свободы маневра, ибо теперь каждое выходящее из ряда вон событие или даже неосторожное слово политиков отныне не будут восприниматься американской общественностью и законодателями как повод для разрыва отношений с Китаем или лишения его РНБ.

Собственно при Клинтоне происходит окончательное становление нового мирового порядка на евразийском пространстве. Несмотря на то, что кое-кому в США хотелось видеть Америку в роли единственного полюса, в Евразии возникает несколько центров притяжения. И хотя соотношение сил на континенте во многом зависит от конъюнктурных моментов (всемирный экономический кризис подорвал экономику, а, следовательно, и влияние Японии; тогда как роль России во многом зависит от того, сильный или слабый политик находится у руля), существует устойчивая тенденция к дальнейшему возрастанию могущества Китая на востоке и Евросоюза на западе.

Растущее активное сальдо Китая в двусторонней торговле становится объектом для критики в США. В правящих кругах раздаются требования осудить Китай как главного нарушителя американских прав интеллектуальной собственности и официально расследовать случаи пиратства китайцев в области программного обеспечения. Эти инциденты послужили поводом для блокирования со стороны США вступления Китая в ГАТТ. Американские торговые представители заявляли, что Пекин должен сначала реформировать свою  банковскую систему, либерализовать свои финансовые рынки и опубликовать свои все еще туманные торговые правила. В конечном итоге, Китаю пришлось пойти на значительные уступки, хотя при Клинтоне процесс принятия Китая в ВТО так и не был завершен.

Несмотря на стремление Клинтона к сглаживанию противоречий, Америка и Китай в его правление пережили несколько "торговых войн", заканчивающихся обычно "добровольным" ограничением отдельных видов китайского экспорта. Тем не менее, к концу его правления двусторонние отношения оказались сильно подпорчены, отказом США и их союзников по НАТО учесть мнение, прежде всего, России и Китая в отношении Югославии. Бомбардировка китайского посольства, вызванная ошибкой пилота, стала серьезным испытанием тому зданию, которое строилось до этого на протяжении двадцати лет. Но политикам двух стран было не привыкать к осложнениям, в конечном итоге соображения обоюдной экономической выгоды перевешивали издержки. Однако данный инцидент не только дал повод Китаю во многом игнорировать требования американцев касательно соблюдения прав человека. История с американским бомбардировщиком, совершившим вынужденную посадку в КНР, - смачный щелчок, который получила администрация уже Буша-младшего, начавшего свое правление с проведения маневров в Тайваньском проливе.

Буш-младший унаследовала весь тот комплекс отношений, которые были наработаны за прошедшие десятилетия. Конечно, политика этой администрации взяла многое из уже наработанного предыдущими республиканскими правительствами, а также во время их царствования в сенате и конгрессе. Однако Буш, не смотря на подчеркнутое игнорирование неких тонкостей внешней политики, уделяет развитию отношений с Китаем большее значение, чем его предшественники. Так Буш многое сделал по устранению помех для полноценного вступления КНР в ВТО. И первый зарубежный визит после ужасных терактов 11 сентября 2001 года Буш нанес именно в Китай для участия в работе Шанхайского форума АТЭС.

Китайские политики очень сдержано отнеслись к операции возмездия в Афганистане. Они понимают, что таким образом Америка начинает принимать все большее участие в процессах, протекающих в Евразии. Конечно, бомбардировки, а тем более возможность того, что США всерьез и надолго осядут в Афганистане и Средней Азии, т.е. на западных границах Китая, не может не беспокоить официальный Пекин. Но в отличие от европейского менталитета китайцы никогда не стремятся противиться неизбежному и прилагают усилия, чтобы не только смягчить для себя геополитические последствия от случившегося, но и извлечь из этого конкретную пользу. Ведь в новых геополитических реалиях, когда роль азиатского направления значительно повысилась, Китай проявляет готовность выступить в качестве стратегического партнера США в Евразии, слегка потеснив на этом поприще Россию.

Политика54
Общество62
Культура20
Экономика15
История международных отношений20
Речи и выступления11
Образование4
Ближний Восток8
Япония и Россия2
Выборы3
Юбилей1
Здоровье4
Болонский процесс1
МАГАТЭ1
Светская хроника3
Безопасность3
Благотворительность3
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
02.01 Британский МИД рекомендует воздержаться от поездок в Кению
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100