Адыги на Земле обетованной | | 2005-04-20 17:16:14 Контакты между адыгами Кавказа и их братьями и сестрами, живущими в Израиле, имеют всего лишь девятилетнюю историю. Зарождению их способствовал проходивший в Нальчике Первый Международный конгресс черкесов, на котором присутствовала и делегация израильских соотечественников.
После окончания его работы гости из стран Ближнего Востока, Европы, Турции, США посетили населенные пункты Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии, побывали в Шапсугии, нашли своих родственников. С тех пор в КБР, Адыгею, КЧР и Шапсугию постоянно приезжают адыги с земли обетованной.
В Израиле, на земле древней Галилеи, находятся две черкесские деревни - Кфар-Кама и Рихания. В июне 1995 г. здесь гостили президент Международной Черкесской Ассоциации Юрий Калмыков и певец Заур Тутов. У них была возможность для широких обменов впечатлениями от поездок по стране, встреч в Тель-Авиве, Иерусалиме. Хайфе. Спустя два месяца Кфар-Каму и Риханию посетили певица Дина Харадурова и доулист Арсен Алоев. Широкой резонанс вызвали концерты адыгейских танцевальных ансамблей «Ашамаз» и «Исламей», сольные выступления талантливой певицы Тамары Нехай.
Довелось побывать в Израиле по поручению Адыгской Международной Академии наук (АМАН) и автору этих строк. Меня принимал директор Института черкесской истории и традиций Асхад Шапсуг (Карзедж). Асхад – доктор наук, в 1999 г. избран член-корреспондентом АМАН. Он вхож в правительственные круги страны, был хорошо знаком с премьер-министром Израиля (1977— 1983) Менахемом Бегином
Кавказоведческое научно-исследовательское учреждение организовано по распоряжению правительства Израиля. Цель его – забота о малом народе, проживающем в стране. За несколько лет институт выпустил около десяти книг по истории, обычаям адыгов. Сам Асхад Шапсуг издал четыре учебника, по которым дети наших соотечественников занимаются в школах.
Теперь о самих черкесских селениях. В Кфар-Каме проживает более 2200 человек. В основном это шапсуги. Встречаются семьи хатукаевцев, бжедугов, абадзехов, Живут здесь и две кабардинки из рода Моловых. Родились они в Сирии, на Голанских высотах, вышли замуж.
Если говорить о селении, то не будет ошибкой назвать его самым ухоженным и опрятным во всей округе. Тамаду-мэра селения зовут Пшимахо Шоген. В конкурсах среди сельских населенных пунктов Израиля в течение многих лет подряд Кфар-Кама занимает призовые места. Дипломы, полученные по итогам этих конкурсов, хранятся на почетных местах, они выставлены в Адыгэ Хасэ - муниципалитете Кфар-Камы.
Основанное в 1876 году, селение находится в самом центре древнего еврейского государства. Своеобразно его расположение: в самом центре солидное здание мечети, от нее лучами расходятся улицы. Неподалеку от Кфар-Камы высится гора Тавор. «Тавор» по-еврейски означает «пуп». От Тивериадского озера селение отдалено всего лишь на 30 километров. В четырех километрах расположено селение Кфар-Тавор, дальше — в шести километрах еще одно арабское селение. Черкесской общине Кфар-Камы принадлежит 850 гектаров пахотной земли.
И что же возделывается на этой площади? Выращивают здесь яблоки, оливки, огурцы, помидоры, арбузы, всякую зелень. Многие участки сдаются в аренду.
Адыги в основном живут за счет своих профессий. В селении немало учреждений, где их можно применять. Значительное число сельчан занято в сфере почтовой связи. Многие работают в известной во всем Израиле больничной системе Купат Холим; до 30 человек трудятся в местных муниципалитетах. Есть и хозяева собственных торговых точек - магазинов, ларьков и т.д. Желающие без хлопот находят себе работу в еврейских и арабских селениях. Встречаются среди них и чиновники, работающие в городах Хайфа, Цфат, Назарет, Рош-Пинна... В школе Кфар-Камы учатся до девятого класса. После его окончания дети продолжают учебу в соседнем еврейском поселении, куда их возят на автобусах.
Дети Рихании после восьмилетки продолжают учебу в арабских деревнях. Преподавание дисциплин в еврейской школе ведется на иврите, в арабской на арабском. Жители Рихании предпочитают арабский, исходя из наличия у них мусульманской веры, а кфар-камовцы рассуждают иначе: поскольку мы живем в Израиле, наши дети должны знать иврит.
Учителей с высшим педагогическим образованием в адыгских школах мало. Это объясняют тем, что в Израиле высоко доверие к адыгам, молодежь охотно призывают на службу в армию. Пока юноши служат, полученные ранее знания забываются, и они не проходят в вузы по конкурсу. Но справедливости ради надо сказать, что около десяти человек из Кфар-Камы учатся в институтах, университетах и колледжах. Родом из этого селения доктор биологии Самир Хатукай. Свою диссертацию он посвятил очистке воды - направлению, являющемуся актуальным в засушливом Израиле. Самиру еще нет и 45 лет. В 1995 г. Хатукай избран действительным членом Адыгской Международной Академии наук.
В Кфар-Каме проживают и известные деятели мусульманского духовенства. Большинство жителей селения составляют женщины, занятые в основном в домашнем хозяйстве, воспитывающие детей. Хотел бы подчеркнуть, что здесь мало разведенных женщин. Семья — понятие святое. Создав ее, супруги не ищут повода для размолвки.
В обоих селениях нет ни одного алкоголика. Заметив человека в нетрезвом состоянии, здесь могут отвернуться от него, предать анафеме.
Улицы в Рихании и Кфар-Каме ровные и чистые. Электроэнергия появилась здесь 40 лет назад.
Адыгские жилища напоминают еврейские — они светлы, просторны. Из выходцев двух черкесских селений в городах проживает около 35 человек. Для черкесов оседлый образ жизни привлекательней, это у них в крови. Объясняется эго еще и тем, что до воссоздания Государства Израиль адыги и евреи жили рядом с арабами с некоторой опаской, не имея твердых гарантий своей безопасности. Поэтому многие предпочитали жить в сельской местности, превращая свои дома в крепости.
Я побывал в одном из таких домов в Кфар-Каме. Дому этому более 90 лет. Здесь уже никто не живет, но стены сохранили дух ушедшей эпохи, традиции бывших хозяев. Ими были Шхалаховы, в свое время самые знатные и богатые люди Нижней Галилеи. Мне поведали о том, что не было в Оттоманской Империи дипломата, министра, генерала, купца, который, бывая в Кфар-Каме, не посчитал бы за честь посетить гостиную Шхалаховых. После турецкой революции 1918—1923 гг. два ссыльных адыга, два брата — Эдхем-паша и Рашид из рода Дипшоу в течение двух лет находили приют в этом доме.
И ныне по своему гостеприимству население Рихании и Кфар-Камы выгодно отличается от других наших соотечественников в разных странах, где мне довелось побывать, Я не встречал черкесов, равных жителям двух израильских селений по своему радушию, открытости, красивым манерам, богатой эпитетами адыгской речи. Здесь люди рождаются, живут, стареют и умирают со своим родным языком. Никакой примеси чужого языка, все разговаривают на чистом адыгейском и дома, и на улице, и в школе, и на работе.
Как удалось добиться этого? Зная о том, что евреи без исповедания иудаизма не примут в свою среду, а арабы навяжут свои порядки, черкесы сомкнули небольшие свои ряды и защитили самое дорогое наследие древних предков – язык. адыгэ хабзэ, традиции.
Сегодня в Рихании проживает свыше 100 арабов. Но, что интересно, все они считают себя адыгами. Живут там и татары, и боснийцы, и турки. Все в совершенстве знают черкесский язык, учатся в местных школах и считают себя черкесами.
Я присутствовал на уроке Риада Гиша, автора первых учебников адыгейского языка. Дети внимательно слушали его. В конце учитель предложил текст для чтения черкешенке Сине. Но она справилась с этим плохо. Тогда взялась за дело ее соседка по парте - арабка Назират, которая блестяще прочитала текст.
Расскажу чуть подробнее о Рихании. Она меньше Кфар-Камы, проживают здесь 1200 человек. Из них около тысячи адыги, в основном абадзехи, есть арабы, турки, татары и боснийцы. В селении 208 семей. 175 из них имеют личные автомобили.
Вот еще несколько интересных цифр. Из девушек Рихании 54 стали невестами джигитов из Кфар-Камы, а 50 молодых риханийцев взяли себе в жены молодых кфар-камок. Из Рихании в Кфар-Каму переехали 7 семей. Переселился из Рихании в израильские города З1 человек.
Еще одна деталь из жизни местных адыгов. С 1948 г. Израиль был закрыт для адыгов, живущих в других государствах. Поэтому жители Кфар-Камы и Рихании не имели возможности общаться с черкесами, жившими в арабских странах. Отсюда случаи скрепления семейных уз между родственниками. что не поощряется у адыгов. За последние годы положение несколько изменилось. Теперь в Рихании и Кфар-Каме можно встретить невест из Кабарды, Адыгеи, Шапсугии... Так, Шокуй Бжедуг женился на Анжеле Гулижиновой из Нальчика.
Перечислим фамилии родов, проживающих в черкесских селениях.
Кфар-Кама: Абзах, Тлиув, Тлибей, Горхож, Бжедуг, Хахо, Хатукай, Абредж, Чушха, Напсо, Чемсо, Шоген, Ачмиз, Бата, Баста, Бланагапца, Бгана, Кобле, Хутытз, Натхо, Наго, Тхаухо, Хидзел, Хадиш, Шаджаше, Шхалахо, Ташу, Тлихуж, Куаджа, Калэ, Китыж, Карзедж, Фаджэ, Бошнак.
Рихания: Гиш, Тлиша, Хапапх, Шхагум, Шагуж, Хуаж, Куаш, Гута, Пшибий, Цей, Хутыз, Абзах, Хаджи, Карзедж, Малыша, Хун, Хахо, Шууко, Муса, Мышкур, Бата, Хуршид Ростом, Балаг, Нагой, Татар, Идрис.
Со всей уверенностью могу сказать: вернутся ли черкесы на свою историческую родину, останутся ли в Израиле - в любом случае они всегда будут адыгами - со знанием родного языка, традиций, обычаев.
Несколько слов о свадебных обрядах. Считается прямым долгом каждого жителя поддержать желание молодоженов создать новую семью. Сначала посылают к родителям невесты делегацию, которая сообщает о предстоящем визите родственников и друзей жениха. Затем — поездка за невестой. Здесь же происходит процедура "нэчыхьытх" - скрепление брачного свидетельства подписями.
Свадебные торжества в доме невесты проходят до утра, здесь проводит ночь и жених. На второй день приезжает новая, более солидная компания, и свадьба приобретает еще больший размах. Вместе с невестой в дом жениха отправляются близкие девушке родственники и подруги. И тогда свадьба вступает в завершающий этап.
В соответствии со своими финансовыми возможностями и степенью родства приглашенные и гости вносят деньги в копилку молодой семьи.
На такой свадьбе я имел удовольствие погулять в Кфар-Каме.
В брак вступали Мирза Ачмиз и Дариет Бат. Следуя новой моде, свадьбу справляли в ресторане. На ней присутствовало более 400 человек — родители и дети, старики и молодежь.
Начались танцы. Вначале арабские, а затем адыгские - кафа, исламей и удж. Покидают свадьбу, не спрашивая ни у кого на то разрешения и не прощаясь.
Немного о ритуалах, связанных с печальными событиями.
Наши соотечественники горе встречают и соблюдают в полном соответствии с мусульманскими обрядами. Покойника не держат в доме два-три дня, а хоронят в тот же день, если смерть случилась до обеда. Если беда пришла в послеобеденное время, то похороны откладывают на следующий день.
В дом, где находится покойник, съезжаются жители обоих селений. Умершего хоронят только мужчины, женщины не привлекаются, кстати, как и у всех мусульман.
Я побывал на кладбище в Кфар-Каме. Оно совсем не похоже на кладбища, которые имеются в наших аулах и селениях, скажем, в Вольном Ауле. На наших - изобилие надгробий из мрамора с портретами усопших в полный рост или выше пояса. Мусульманская религия категорически против этого. Она и против пространных и броских надписей на камнях, архитектурных украшений, вроде узорчатых металлических оград. В Кфар-Каме схожи свежие и давние могилы, потому что почва здесь сухая и рассыпчатая, и могильные холмики быстро оседают и выравниваются. Адыги над могилой ставят небольшой камень высотой в 15-20 сантиметров. И кроме родных умершего, с годами никто не установит, кто где похоронен.
В Кфар-Каме и Рихании работают дома культуры. Свадьбы. другие торжественные мероприятия проводятся и в них. В спортивных залах тренируются юные борцы, баскетболисты, волейболисты, на стадионах футболисты. Стадион в Кфар-Каме напоминает амфитеатр, трибуны, оборудованные удобными креслами, полукольцом окружают арену.
Недалеко от Рихании находится гора Джебль-Шейх, контуры которой похожи на величавый Ошхамахо. Потому, наверное, и поселились здесь адыги. Джебль-Шейх напоминает им образы далекой родины.
Рихания располагает 4000 гектаров пастбищ и пашни. Но используют их не полностью. Чем же тогда занимаются жители селения? 10 человек руководят школами, птицефермами, другими объектами. В Рихании работает и институт, о котором упоминалось выше. В местной школе трудятся 14 учителей, трое являются подрядчиками. 123 - рабочими, четверо заведуют магазинами. В селении 14 шоферов, 8 сторожей, 9 госслужащих. на фермах заняты 13 человек, в сельском хозяйстве б. В армии и полиции служат 54 риханийца...
Деревня расположена всего в двух километрах от ливанской границы. В интересах безопасности и с целью предотвращения вылазок террористов деревня обнесена надежной проволочной оградой с несколькими заборами. Но Кфар-Кама в подобной предосторожности не нуждается.
Все израильские селения имеют городскую инфраструктуру: асфальтированные улицы и дороги, тротуары, вымощенные плитами, телефоны-автоматы и ночное освещение, бытовые учреждения. Нигде не увидишь грязи и хлама. Личные автомобили не прячут в гаражах: для них оборудованы стоянки и навесы.
Ворота во двор Абдул-Хамида Тлиува из Кфар-Камы, в доме которого я жил несколько дней, ни днем ни ночью не закрываются. Такой порядок у всех. А вот в Рихании обстановка несколько иная, в смысле менее безопасная.
Кфар-Каму и Риханию разделяют 70 километров. Это немного, но из-за гористой местности и частых поворотов дорога кажется чересчур длинной.
За 17 лет до воссоздания еврейской государственности в Палестине в семи километрах от города Хадера располагалась шапсугская деревня Кирбет Черкасс (Адыгский лес). Название произошло от леса, который находился поблизости. В 1931 г. эпидемия малярии унесла жизни почти всех жителей. Оставшиеся переселились в Кфар-Каму и Риханию.
С 1517 г., когда произошло истребление черкесских мамлюков (они 135 лет Правили Египтом, Сирией, Палестиной), в Галилее обитали потомки храбрых адыгских рыцарей, спасшиеся от геноцида. Смешавшись с арабами и лишившись родного языка, они постепенно исчезли, но дети их детей, зная о своем происхождении, не раз обращались к адыгам с просьбой принять их в свою общину. Но израильские черкесы отказали им, сославшись на то, что они «на адыгов не похожи и забыли свой язык и обычаи»
Я спросил у израильских соотечественников, почему они не устанавливают тесные связи с адыгами, проживающими в Сирии, Иордании, Турции, чтобы молодые ребята из Кфар-Камы и Рихании не были вынуждены обручаться с двоюродными и троюродными сестрами. Они ответили, что «черкесы из арабских стран тяготеют к арабам, они арабизированы и по языку, и по мышлению, о по обычаям. Связавшись с ними, мы скорее потеряемся, поэтому их девушкам мы предпочитаем собственных, хотя понимаем, что в единокровных брачных союзах таится опасность вырождения».
Адыги в Израиле пользуются уважением и популярностью.
Правительство держит в поле зрения все их проблемы. Построены прекрасные дороги, больницы, школы. Достаточно сказать, что ежегодно на нужды Кфар-Камы выделяется из бюджета страны 4 миллиона 500 тысяч долларов. Используя помощь государства, адыги стали проявлять инициативу и предприимчивость, направленные на улучшение благосостояния селян.
Жителям Рихании и Кфар-Камы посвящены монографии, о них часто пишут в еврейских, арабских и русскоязычных газетах, журналах, рассказывают по телевидению и радио. В основном это публикации и репортажи о нестандартной жизни адыгов, оказавшихся вдали от исторической родины.
Вместе с Асхадом Шапсугом я подготовил к изданию учебник для детей Рихании и Кфар-Камы. В нем собраны материалы о 100 наиболее выдающихся представителях черкесского народа. В книгу вошли имена знаменитых исторических деятелей, видных работников культуры и искусства. Сейчас она переводится на арабский и еврейский языки.
Добавлю к сказанному: адыги в Израиле с 6-го класса изучают язык, историю и традиции родного народа. В качестве литературы используются монография «Адыги» Шумахо Ачмиза н Раджаба Хатукая, книги Асхада Шапсуга, учебники Риада Гиша.
Здешние черкесы изучают родной язык с 1978 г., после того, как государство ввело его в школьную программу как обязательный предмет.
А почему к его изучению приступают с 6-го класса? В этом есть свой резон. Дети в раннем возрасте лучше усваивают чужой язык. Поэтому в начальных классах они изучают английский, арабский, иврит и уже через два года сносно изъясняются на любом из них. 10-12-легние подростки свободно общаются с евреями, арабами, англичанами, американцами...
Сами адыги так говорят: «Знаешь один язык - ты один человек, знаешь два языка ты уже два человека, знаешь три - еще лучше. Наши дети в совершенстве знают четыре языка, Для любого гостя они без всякой робости и свободно споют песню на иврите, английском, арабском, черкесском».
|