На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• И корюшка таяла во рту
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ЖУРНАЛ
 Распечатать

Адыги на Земле обетованной

2005-04-20 17:16:14

Контакты между адыгами Кавказа и их братьями и сестрами, живущими в Израиле, имеют всего лишь девятилетнюю историю. Зарождению их способствовал проходивший в Нальчике Первый Международный конгресс черкесов, на котором присутствовала и делегация израильских соотечественников.

После окончания его работы гости из стран Ближнего Востока, Европы, Турции, США посетили населенные пункты Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии, побывали в Шапсугии, нашли своих родственников. С тех пор в КБР, Адыгею, КЧР и Шапсугию постоянно приезжают адыги с земли обетованной. 

В Израиле, на земле древней Галилеи, находятся две черкесские деревни - Кфар-Кама и Рихания. В июне 1995 г. здесь гостили президент Международной Черкесской Ассоциации Юрий Калмыков и певец Заур Тутов. У них была возможность для широких обменов впечатлениями от поездок по стране, встреч в Тель-Авиве, Иерусалиме. Хайфе. Спустя два месяца Кфар-Каму и Риханию посетили певица Дина Харадурова и доулист Арсен Алоев. Широкой резонанс вызвали концерты адыгейских танцевальных ансамблей «Ашамаз» и «Исламей», сольные выступления талантливой певицы Тамары Нехай.

Довелось побывать в Израиле по поручению Адыгской Международной Академии наук (АМАН) и автору этих строк. Меня принимал директор Института черкесской истории и традиций Асхад Шапсуг (Карзедж). Асхад – доктор наук, в 1999 г. избран член-корреспондентом АМАН. Он вхож в правительственные круги страны, был хорошо знаком с премьер-министром Израиля (1977— 1983) Менахемом Бегином

Кавказоведческое научно-исследовательское учреждение организовано по распоряжению правительства Израиля. Цель его – забота  о малом народе, проживающем в стране. За несколько лет институт выпустил около десяти книг по истории, обычаям адыгов. Сам Асхад Шапсуг издал четыре учебника, по которым дети наших соотечественников занимаются в школах. 

Теперь о самих черкесских селениях. В Кфар-Каме проживает более 2200 человек. В основном это шапсуги. Встречаются семьи хатукаевцев, бжедугов, абадзехов, Живут здесь и две кабардинки из рода Моловых. Родились они в Сирии, на Голанских высотах, вышли замуж.

Если говорить о селении, то не будет ошибкой назвать его самым ухоженным и опрятным во всей округе. Тамаду-мэра селения зовут Пшимахо Шоген. В конкурсах среди сельских населенных пунктов Израиля в течение многих лет подряд Кфар-Кама занимает призовые места. Дипломы, полученные по итогам этих конкурсов, хранятся на почетных местах, они выставлены в Адыгэ Хасэ - муниципалитете Кфар-Камы.

Основанное в 1876 году, селение находится в самом центре древнего еврейского государства. Своеобразно его расположение: в самом центре солидное здание мечети, от нее лучами расходятся улицы. Неподалеку от Кфар-Камы высится гора Тавор. «Тавор»  по-еврейски означает  «пуп». От Тивериадского озера селение отдалено всего лишь на 30 километров. В четырех километрах расположено селение Кфар-Тавор, дальше — в шести километрах еще одно арабское селение. Черкесской общине Кфар-Камы принадлежит 850 гектаров пахотной земли.

И что же возделывается на этой площади? Выращивают здесь яблоки, оливки, огурцы, помидоры, арбузы, всякую зелень. Многие участки сдаются в аренду.

Адыги в основном живут за счет своих профессий. В селении немало учреждений, где их можно применять. Значительное число сельчан занято в сфере почтовой связи. Многие работают в известной во всем Израиле больничной системе Купат Холим; до 30 человек трудятся в местных муниципалитетах. Есть и хозяева собственных торговых точек - магазинов, ларьков и т.д. Желающие без хлопот находят себе работу в еврейских и арабских селениях. Встречаются среди них и чиновники, работающие в городах Хайфа, Цфат, Назарет, Рош-Пинна... В школе Кфар-Камы учатся до девятого класса. После его окончания дети продолжают учебу в соседнем еврейском поселении, куда их возят на автобусах.

Дети Рихании после восьмилетки продолжают учебу в арабских деревнях. Преподавание дисциплин в еврейской школе ведется на иврите, в арабской на арабском. Жители Рихании предпочитают арабский, исходя из наличия у них мусульманской веры, а кфар-камовцы рассуждают иначе: поскольку мы живем в Израиле, наши дети должны знать иврит.

Учителей с высшим педагогическим образованием в адыгских школах мало. Это объясняют тем, что в Израиле высоко доверие к адыгам, молодежь охотно призывают на службу в армию. Пока юноши служат, полученные ранее знания забываются, и они не проходят в вузы по конкурсу. Но справедливости ради надо сказать, что около десяти человек из Кфар-Камы учатся в институтах, университетах и колледжах. Родом из этого селения доктор биологии Самир Хатукай. Свою диссертацию он посвятил очистке воды - направлению, являющемуся актуальным в засушливом Израиле. Самиру еще нет и 45 лет. В 1995 г. Хатукай избран действительным членом Адыгской Международной Академии наук.

В Кфар-Каме проживают и известные деятели мусульманского духовенства. Большинство жителей селения составляют женщины, занятые в основном в домашнем хозяйстве, воспитывающие детей. Хотел бы подчеркнуть, что здесь мало разведенных женщин. Семья — понятие святое. Создав ее, супруги не ищут повода для размолвки.

В обоих селениях нет ни одного алкоголика. Заметив человека в нетрезвом состоянии, здесь могут отвернуться от него, предать анафеме.

Улицы в Рихании и Кфар-Каме ровные и чистые. Электроэнергия появилась здесь 40 лет назад.

Адыгские жилища напоминают еврейские — они светлы, просторны. Из выходцев двух черкесских селений в городах проживает около 35 человек. Для черкесов оседлый образ жизни привлекательней, это у них в крови. Объясняется эго еще и тем, что до воссоздания Государства Израиль адыги и евреи жили рядом с арабами с некоторой опаской, не имея твердых гарантий своей безопасности. Поэтому многие предпочитали жить в сельской местности, превращая свои дома в крепости.

Я побывал в одном из таких домов в Кфар-Каме. Дому этому более 90 лет. Здесь уже никто не живет, но стены сохранили дух ушедшей эпохи, традиции бывших хозяев. Ими были Шхалаховы, в свое время самые знатные и богатые люди Нижней Галилеи. Мне поведали о том, что не было в Оттоманской Империи дипломата, министра, генерала, купца, который, бывая в Кфар-Каме, не посчитал бы за честь посетить гостиную Шхалаховых. После турецкой революции 1918—1923 гг. два ссыльных адыга, два брата — Эдхем-паша и Рашид из рода Дипшоу в течение двух лет находили приют в этом доме.

И ныне по своему гостеприимству население Рихании и Кфар-Камы выгодно отличается от других наших соотечественников в разных странах, где мне довелось побывать, Я не встречал черкесов, равных жителям двух израильских селений по своему радушию, открытости, красивым манерам, богатой эпитетами адыгской речи. Здесь люди рождаются, живут, стареют и умирают со своим родным языком. Никакой примеси чужого языка, все разговаривают на чистом адыгейском и дома, и на улице, и в школе, и на работе.

Как удалось добиться этого? Зная о том, что евреи без исповедания иудаизма не примут в свою среду, а арабы навяжут свои порядки, черкесы сомкнули небольшие свои ряды и защитили самое дорогое наследие древних предков – язык. адыгэ хабзэ, традиции.

Сегодня в Рихании проживает свыше 100 арабов. Но, что интересно, все они считают себя адыгами. Живут там и татары, и боснийцы, и турки. Все в совершенстве знают черкесский язык, учатся в местных школах и считают себя черкесами.

Я присутствовал на уроке Риада Гиша, автора первых учебников адыгейского языка. Дети внимательно слушали его. В конце учитель предложил текст для чтения черкешенке Сине. Но она справилась с этим плохо. Тогда взялась за дело ее соседка по парте - арабка Назират, которая блестяще прочитала текст.

Расскажу чуть подробнее о Рихании. Она меньше Кфар-Камы, проживают здесь 1200 человек. Из них около тысячи адыги, в основном абадзехи, есть арабы, турки, татары и боснийцы. В селении 208 семей. 175 из них имеют личные автомобили.

Вот еще несколько интересных цифр. Из девушек Рихании 54 стали невестами джигитов из Кфар-Камы, а 50 молодых риханийцев взяли себе в жены молодых кфар-камок. Из Рихании в Кфар-Каму переехали 7 семей. Переселился из Рихании в израильские города З1 человек.

Еще одна деталь из жизни местных адыгов. С 1948 г. Израиль был закрыт для адыгов, живущих в других государствах. Поэтому жители Кфар-Камы и Рихании не имели возможности общаться с черкесами, жившими в арабских странах. Отсюда случаи скрепления семейных уз между родственниками. что не поощряется у адыгов. За последние годы положение несколько изменилось. Теперь в Рихании и Кфар-Каме можно встретить невест из Кабарды, Адыгеи, Шапсугии... Так, Шокуй Бжедуг женился на Анжеле Гулижиновой из Нальчика.

Перечислим фамилии родов, проживающих в черкесских селениях.

Кфар-Кама:  Абзах,  Тлиув, Тлибей, Горхож, Бжедуг, Хахо, Хатукай, Абредж, Чушха, Напсо, Чемсо, Шоген, Ачмиз, Бата, Баста, Бланагапца, Бгана, Кобле, Хутытз, Натхо, Наго, Тхаухо, Хидзел, Хадиш, Шаджаше, Шхалахо, Ташу, Тлихуж, Куаджа, Калэ, Китыж, Карзедж, Фаджэ, Бошнак.

Рихания: Гиш, Тлиша, Хапапх, Шхагум, Шагуж, Хуаж, Куаш, Гута, Пшибий, Цей, Хутыз, Абзах, Хаджи, Карзедж, Малыша, Хун, Хахо, Шууко, Муса, Мышкур, Бата, Хуршид Ростом, Балаг, Нагой, Татар, Идрис.

Со всей уверенностью могу сказать: вернутся ли черкесы на свою историческую родину, останутся ли в Израиле - в любом случае они всегда будут адыгами - со знанием родного языка, традиций, обычаев.

Несколько слов о свадебных обрядах. Считается прямым долгом каждого жителя поддержать желание молодоженов создать новую семью. Сначала посылают к родителям невесты делегацию, которая сообщает о предстоящем визите родственников и друзей жениха. Затем — поездка за невестой. Здесь же происходит процедура "нэчыхьытх" - скрепление брачного свидетельства подписями.

Свадебные торжества в доме невесты проходят до утра, здесь проводит ночь и жених. На второй день приезжает новая, более солидная компания, и свадьба приобретает еще больший размах. Вместе с невестой в дом жениха отправляются близкие девушке родственники и подруги. И тогда свадьба вступает  в завершающий этап.

В соответствии со своими финансовыми возможностями и степенью родства приглашенные и гости вносят деньги в копилку молодой семьи.

На такой свадьбе я имел удовольствие погулять в Кфар-Каме.

В брак вступали Мирза Ачмиз и Дариет Бат. Следуя новой моде, свадьбу справляли в ресторане. На ней присутствовало более 400 человек — родители и дети, старики и молодежь.

Начались танцы. Вначале арабские, а затем адыгские - кафа, исламей и удж. Покидают свадьбу, не спрашивая ни у кого на то разрешения и не прощаясь. 

Немного о ритуалах, связанных с печальными событиями.

Наши соотечественники горе встречают и соблюдают в полном соответствии с мусульманскими обрядами. Покойника не держат в доме два-три дня, а хоронят в тот же день, если смерть случилась до обеда. Если беда пришла в послеобеденное время, то похороны откладывают на следующий день.

В дом, где находится покойник, съезжаются жители обоих селений. Умершего хоронят только мужчины, женщины не привлекаются, кстати, как и у всех мусульман.

Я побывал на кладбище в Кфар-Каме. Оно совсем не похоже на кладбища, которые имеются в наших аулах и селениях, скажем, в Вольном Ауле. На наших - изобилие надгробий из мрамора с портретами усопших в полный рост или выше пояса. Мусульманская религия категорически против этого. Она и против пространных и броских надписей на камнях, архитектурных украшений, вроде узорчатых металлических оград. В Кфар-Каме схожи свежие и давние могилы, потому что почва здесь сухая и рассыпчатая, и могильные холмики быстро оседают и выравниваются. Адыги над могилой ставят небольшой камень высотой в 15-20 сантиметров. И кроме родных умершего, с годами никто не установит, кто где похоронен.

В Кфар-Каме и Рихании работают дома культуры. Свадьбы. другие торжественные мероприятия проводятся и в них. В спортивных залах тренируются юные борцы, баскетболисты, волейболисты, на стадионах футболисты. Стадион в Кфар-Каме напоминает амфитеатр, трибуны, оборудованные удобными креслами, полукольцом окружают арену.

Недалеко от Рихании находится гора Джебль-Шейх, контуры которой похожи на величавый Ошхамахо. Потому, наверное, и поселились здесь адыги. Джебль-Шейх напоминает им образы далекой родины.

Рихания располагает 4000 гектаров пастбищ и пашни. Но используют их не полностью. Чем же тогда занимаются жители селения? 10 человек руководят школами, птицефермами, другими объектами. В Рихании работает и институт, о котором упоминалось выше. В местной школе трудятся 14 учителей, трое являются подрядчиками. 123 -  рабочими, четверо заведуют магазинами. В селении 14 шоферов, 8 сторожей, 9 госслужащих. на фермах заняты 13 человек, в сельском хозяйстве б. В армии и полиции служат 54 риханийца...

Деревня расположена всего в двух километрах от ливанской границы. В интересах безопасности и с целью предотвращения вылазок террористов деревня обнесена надежной проволочной оградой с несколькими заборами. Но Кфар-Кама в подобной предосторожности не нуждается.

Все израильские селения имеют городскую инфраструктуру: асфальтированные улицы и дороги, тротуары, вымощенные плитами, телефоны-автоматы и ночное освещение, бытовые учреждения. Нигде не увидишь грязи и хлама. Личные автомобили не прячут в гаражах: для них оборудованы стоянки и навесы.

Ворота во двор  Абдул-Хамида Тлиува из Кфар-Камы, в доме которого я жил несколько дней, ни днем ни ночью не закрываются. Такой порядок у всех. А вот в Рихании обстановка несколько иная, в смысле менее безопасная.

Кфар-Каму и Риханию разделяют 70 километров. Это немного, но из-за гористой местности и частых поворотов дорога кажется чересчур длинной.

За 17 лет до воссоздания еврейской государственности в Палестине в семи километрах от города Хадера располагалась шапсугская деревня Кирбет Черкасс (Адыгский лес). Название произошло от леса, который находился поблизости. В 1931 г. эпидемия малярии унесла жизни почти всех жителей. Оставшиеся переселились в Кфар-Каму и Риханию.

С 1517 г., когда произошло истребление черкесских мамлюков (они 135 лет Правили Египтом, Сирией, Палестиной), в Галилее обитали потомки храбрых адыгских рыцарей, спасшиеся от геноцида. Смешавшись с арабами и лишившись родного языка, они постепенно исчезли, но дети их детей, зная о своем происхождении, не раз обращались к адыгам с просьбой принять их в свою общину. Но израильские черкесы отказали им, сославшись на то, что они «на адыгов не похожи и забыли свой язык и обычаи»

Я спросил у израильских соотечественников, почему они не устанавливают тесные связи с адыгами, проживающими в Сирии, Иордании, Турции, чтобы молодые ребята из Кфар-Камы и Рихании  не были вынуждены обручаться с двоюродными и троюродными сестрами. Они ответили, что «черкесы из арабских стран тяготеют к арабам, они арабизированы и по языку, и по мышлению, о по обычаям. Связавшись с ними, мы скорее потеряемся, поэтому их девушкам мы предпочитаем собственных, хотя понимаем, что в единокровных брачных союзах таится опасность вырождения».

Адыги в Израиле пользуются уважением и популярностью.

Правительство держит в поле зрения все их проблемы. Построены прекрасные дороги, больницы, школы. Достаточно сказать, что ежегодно на нужды Кфар-Камы выделяется из бюджета страны 4 миллиона 500 тысяч долларов. Используя помощь государства, адыги стали проявлять инициативу и предприимчивость, направленные на улучшение благосостояния селян.

Жителям Рихании и Кфар-Камы посвящены монографии, о них часто пишут в еврейских, арабских и русскоязычных газетах, журналах, рассказывают по телевидению и радио. В основном это публикации и репортажи о нестандартной жизни адыгов, оказавшихся вдали от исторической родины.

Вместе с Асхадом Шапсугом я подготовил к изданию учебник для детей Рихании и Кфар-Камы. В нем собраны материалы о 100 наиболее выдающихся представителях черкесского народа. В книгу вошли имена знаменитых исторических деятелей, видных работников культуры и искусства. Сейчас она переводится на арабский и еврейский языки.

Добавлю к сказанному: адыги в Израиле с 6-го класса изучают язык, историю и традиции родного народа. В качестве литературы используются монография «Адыги» Шумахо Ачмиза н Раджаба Хатукая, книги Асхада Шапсуга, учебники Риада Гиша.

Здешние черкесы изучают родной язык с 1978 г., после того, как государство ввело его в школьную программу как обязательный предмет.

А почему к его изучению приступают с 6-го класса? В этом есть свой резон. Дети в раннем возрасте лучше усваивают чужой язык. Поэтому в начальных классах они изучают английский, арабский, иврит и уже через два года сносно изъясняются на любом из них. 10-12-легние подростки свободно общаются с евреями, арабами, англичанами, американцами...

Сами адыги так говорят: «Знаешь один язык - ты один человек, знаешь два языка ты уже два человека, знаешь три - еще лучше. Наши дети в совершенстве знают четыре языка, Для любого гостя они без всякой робости и свободно споют песню на иврите, английском, арабском, черкесском».

Политика54
Общество63
Культура20
Экономика15
История международных отношений20
Речи и выступления11
Образование4
Светская хроника4
Ближний Восток8
Япония и Россия2
Выборы3
Юбилей1
Здоровье4
Болонский процесс1
МАГАТЭ1
Безопасность3
Благотворительность3
30.08 Скоулз не снискал лавры Марадонны
30.08 Российские туристы не могут вылететь из Таиланда
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Светская хроника | Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100