Вукан Вучик: "Каждая новостройка грозит Москве транспортным кризисом" |
| 2005-08-03 18:02:45 В Москву впервые приехал знаменитый транспортный эксперт, американский профессор Вукан Вучик. За 4 дня он успел постоять в московских пробках, потолкаться в столичном метро и даже прокатиться на монорельсе. Последнее путешествие "потрясло" его больше всего. О том, что еще удивило американского профессора в Москве и как, по его мнению, надо решать проблему пробок в столице, Вукан Вучик рассказал корреспонденту "Известий" Анатолию Гусеву. Сразу оговоримся, что профессор дает оценки как теоретик, не вдаваясь в проблемы особой психологии столичных водителей.
известия: Вы находитесь в Москве 4 дня, какие транспортные проблемы бросились в глаза в первую очередь?
Вукан Вучик: Самую главную проблему Москвы я называю "порочным кругом городского транспорта". Люди покупают личный автомобиль и отказываются от общественного транспорта. При этом весь поток легковых машин стремится в центр города. Из-за отсутствия экономического регулирования потоков автотранспорта автомобилисты не видят практической выгоды пересаживаться на общественный транспорт. В результате в пробках стоят и те, и другие.
известия: И как выйти из этого круга?
Вучик: Поездка на личном автомобиле должна стать намного дороже, чем на общественном транспорте. Например, в Лондоне и Осло с автомобилистов взимают плату за въезд в центр, а собранные средства пускают на модернизацию транспортных систем. Рим вообще поделен на зоны, пропуска на въезд в которые выдает полиция. Попасть в самый центр города могут только те, кто там живет или работает. Америка пошла по другому пути - в Нью-Йорке установили очень высокую плату за парковку в центре города. На окраинах она значительно дешевле. Кроме того, цена за стоянку зависит и от времени. Так, час парковки может стоить 8 долларов, а весь день - 10. Таким образом мы отучаем автовладельцев ездить в центр на короткое время. Но к каждому городу нужен свой подход.
известия: Что именно необходимо Москве?
Вучик: С моей точки зрения, Москве нужно одновременно развивать сеть городских парковок и улучшать общественный транспорт. К примеру, в Перу и Сан-Паулу для городского транспорта выделены специальные полосы. Автомобили не могут туда заезжать. А маршруты городского транспорта надо совмещать с уже существующими парковками, которые должны быть комфортными и большими. Тогда водитель оставит машину и пересядет на автобус.
известия: Сейчас в Москве строится много новых дорог. Это поможет нам избавиться от пробок.
Вучик: Конечно нет. Америка уже прошла этот путь. В Лос-Анджелесе много лет строят многокилометровые хайвэи. Но чем больше дорог мы строим, тем больше проблем получаем. Новые дороги намного шире старых, и пробки все равно образуются. В Бостоне недавно закончилась реализация программы "Биг Дип". Практически все дороги города загнали в тоннели, а наверху построили парковки. Ездить стало легче, но на программу потратили $14 миллиардов, а через несколько лет мы опять получим транспортный кризис.
известия: Мы тоже построили Лефортовский тоннель.
Вучик: С инженерной точки зрения - это бессмысленное сооружение. Потратив огромные деньги, вы построили себе большую пробку. На поверхности перед тоннелем 4 полосы движения, а внутри - 3. Создается эффект бутылочного горлышка.
известия: На выезде из спальных районов в Москве тоже образуются огромные пробки. Как с этим бороться?
Вучик: Это вопрос проектирования. Сначала надо проектировать дороги и метро, а потом возводить вокруг них жилые кварталы. У вас все наоборот. Сейчас каждая новостройка грозит Москве транспортным кризисом. Вы начали строить небоскребы, но не подумали, как к ним будут подъезжать. Кроме того, в Генплане Москвы почему-то отсутствуют федеральные трассы. Любой город с населением более 50 тысяч должен иметь транспортную систему, интегрированную в транспортную систему всей страны. Проектирование столичных и областных дорог должно происходить одновременно, тогда людям будет удобно жить за городом, а центр столицы разгрузится от пробок.
известия: Дорожное движение в Москве построено по кольцевому принципу. Кроме того, сейчас власти переводят на одностороннее движение ряд улиц в центре города, а уже несколько лет рассматривается вопрос организации одностороннего движения на Садовом кольце. По вашему мнению, это правильно?
Вучик: Кольцевой принцип строительства дорог изначально ошибочен. Прямые магистрали позволяют транспорту ездить быстрее, а властям регулировать плотность потока за счет увеличения или снижения скорости. Но в Москве менять принцип дорожного строительства уже поздно. Что касается одностороннего движения на Садовом кольце, то это глупость. Делать односторонними небольшие улицы можно, но только если у них есть дублеры в другую сторону. В Америке улицы наоборот переводят сейчас на двухстороннее движение.
известия: Вы были в московском метро? Как ощущения?
Вучик: Метро спасает ваш город, но у него есть свои проблемы. Станции московской подземки расположены слишком далеко друг от друга. В большинстве случаев людям все равно приходится пользоваться наземным транспортом. Любому крупному мегаполису необходимо развивать современные виды транспорта, такие, как легкое метро и скоростной трамвай. Во всем мире эти виды транспорта конкурируют с легковыми автомобилями. Их линии прокладывают через самый центр города и подводят к городским паркам. С учетом высоких цен на парковку и загруженность центра города даже самый обеспеченный человек предпочитает пересесть на метро. Получается комфортнее и быстрее. К примеру, в Вашингтоне метро развивает скорость до 130 километров в час.
известия: У нас есть даже монорельсовая дорога...
Вучик: Я там был. Это транспортная система будущего, но сейчас она используется больше в политических целях. Строительство монорельса в Москве было бессмысленно. Поезда ездят с интервалом в 30 минут, поездка стоит 50 рублей, а маршрут проложен в абсолютно не нужном месте. Не понятно, зачем его построили и зачем в это строительство вложили столько денег.
Справка "Известий"
Вукан Вукич родился в 1935 году в Белграде. В 1963 году иммигрировал в Германию, откуда перебрался в США. В 1966 году Вукан получил докторскую степень в Калифорнийском университете Беркли. Профессор Вучик является основателем и руководителем инженерно-транспортного департамента Пенсильванского университета Филадельфии. А также консультантом министерства транспорта США и советником по развитию Белграда и Филадельфии. Он читал лекции о транспорте в 72 университетах мира, работал в Германии, Перу, Австралии и большинстве стран Европы. Пишет книги. Последний его труд о развитии транспортных систем мира вышел в этом году.
Перекресток "мечта гаишника"
Американский эксперт Вукан Вучик, к сожалению, мало ездил по Москве. И не побывал в самом центре столицы - на пересечении улиц Кузнецкий Мост и Рождественка, где на всех 4 отходящих от перекрестка дорогах висит знак "кирпич". Найти логику в организации такой транспортной развязки не смог бы даже он.
Попасть на пересечение улиц Кузнецкий Мост и Рождественка гораздо проще, чем оттуда выбраться. Повернув мимо знаменитого здания на Лубянской площади направо, мне ничего не оставалось, как двигаться по Большой Лубянской улице в сторону Бульварного кольца. На пересечении с Большим Кисельным переулком наконец появилась вожделенная "стрелка", позволяющая свернуть налево. Проехав по переулку, я попал на улицу Рождественка. Так как после перевода ряда центральных улиц на одностороннее движение ехать там разрешено только прямо, то уже через 150 метров я уперся в перекресток, разделяющий улицы Кузнецкий Мост и Рождественка. Впереди красовался огромный знак "проезд запрещен". Понимая, что пятиться назад, словно каракатица, запрещают правила дорожного движения, я выехал на центр перекрестка и попробовал повернуть направо. Но там тоже висел "кирпич". Точно такой же знак оказался и слева от меня. Окончательно запутавшись, я развернулся на перекрестке и попытался вернуться обратно. Но мой путь опять преградил запрещающий знак. Пока я маневрировал между четырьмя дорогами, на этот же пяточек выехали еще три машины. Оказавшись в таком же глупом положении, машины выстроились в линию и стали ждать, пока кто-то из нас первым рискнет нарушить правила. Особенный риск такому решению придавали несколько гаишников, с интересом наблюдавших за нашими маневрами с разных концов перекрестка. Чтобы не искушать их терпение, пришлось включить "аварийку". Машины на перекрестке все прибывали. Первым не выдержал водитель BMW. Нажав на газ, он резко повернул вправо и на полной скорости проскочил мимо милиционера. Остальные машины последовали его примеру и разъехались в разные стороны. Милиционеры с доброй улыбкой смотрели им вслед.
- Конечно, глупость повесили, - признался "Известиям" один из постовых. - Но место ничего. Когда совсем с деньгами плохо, всегда можно сюда приехать. Много брать совесть не позволяет, но из-за 50- 100 рублей обычно никто не спорит.
|