"Армии России и Китая могут выполнять задачи по решению ШОС" |
| 2005-08-10 17:43:51 Назначенные на 18-25 августа российско-китайские совместные военные учения "Мирная миссия-2005" задолго до своего начала привлекли повышенное внимание военных, политиков и экспертов разных стран. Во вторник начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Юрий Балуевский в ходе интервью киностудии Народно-освободительной армии Китая (НОАК) упомянул о возможности проведения в перспективе еще более масштабных российско-китайских маневров, а также назвал в числе задач, стоящих перед вооруженными силами двух стран, борьбу с международным терроризмом и сепаратизмом. Более детальные пояснения Юрий Балуевский сделал в эксклюзивном интервью обозревателю "Известий" Андрею Лебедеву.
известия: Есть ли уже планы более масштабных учений?
Балуевский: Не исключаю, что в будущем эти учения могут быть более масштабного характера. Но ведь идут от простого к сложному. В ходе предстоящих учений будут применены подразделения российских Вооруженных сил до рот включительно: воздушно-десантная рота, рота морской пехоты. Я уверен, что такая новая форма нашего военного сотрудничества с КНР, как совместные учения, имеет право на жизнь.
известия: С нашей стороны будут применены и более масштабные виды вооружения - самолеты дальней авиации, подводные лодки. Некоторые наблюдатели говорят, что их участие не очень вписывается в заявленный миротворческий характер учений.
Балуевский: С этими "крупными" специалистами можно поспорить. Не раскрывая полностью замысел учения, для уважаемой газеты скажу: по этому замыслу Китай и Россия оказывают помощь третьему государству в решении вопросов, связанных с разведением незаконных военизированных формирований, которые начинают антигосударственную деятельность. Для блокирования - в том числе с моря - части территории этого государства могут и должны привлекаться военно-морские силы. Так же, как для блокирования с воздуха может привлекаться и авиация. Какая? Для России, учитывая удаленность этого региона, это может быть и дальняя авиация.
известия: Вы упомянули, что перед нашими странами стоят задачи борьбы с терроризмом и сепаратизмом. Означает ли это, что российские и китайские вооруженные силы могут оказать друг другу поддержку в случае выступлений сепаратистов, например, на территории Китая? Или на территории России?
Балуевский: Этот вопрос уже выходит за рамки учений. Привлечение сил другого государства для решения внутренних задач является политическим вопросом. Но у нас есть хорошая международная форма: мы действуем в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В рамках ШОС действует совместный антитеррористический центр, который оценивает ситуацию в части, касающейся проявлений терроризма, сепаратизма. И я не исключаю, что, может быть, по решению этой структуры, в которую входят и Россия, и КНР, вооруженные силы наших стран могут быть привлечены для решения тех или иных задач. Но не думаю, что есть необходимость привлекать вооруженные силы Китая для решения задач на территории России, и наоборот. И те, и другие располагают достаточной мощью, чтобы навести порядок на своих территориях.
известия: Некоторые наблюдатели, в том числе в Соединенных Штатах, откуда вы недавно вернулись, высказывали озабоченность в связи с учениями и говорили, что Китай таким образом чуть ли не репетирует вторжение на Тайвань...
Балуевский: Ни одного вопроса, связанного с этими учениями, американские коллеги, с которыми я встречался, мне не задавали. На учения приглашены наблюдатели от государств ШОС. Что касается приглашения наблюдателей от других государств, мое мнение - это чисто внутреннее дело КНР. Если китайское руководство посчитает необходимым пригласить наблюдателей от других стран, включая, к примеру, Японию, США, - полагаю, у российской стороны не будет оснований возражать против этого решения.
известия: Китай является нашим стратегическим партнером, а Япония - нет. Предвидите ли вы возможность в более-менее близкой перспективе для проведения аналогичных учений с японскими силами самообороны?
Балуевский: А почему бы и нет? У нас уже проводились учения морской направленности, связанные со спасением терпящих бедствие морских судов. Почему бы не провести подобные учения той же антитеррористической, миротворческой направленности? Мы можем тогда действовать уже под эгидой мандата ООН.
известия: Россия является основным поставщиком вооружений и военной техники для Китая. Готова ли российская сторона в случае снятия эмбарго на поставки оружия в Китай из стран Евросоюза поставлять в КНР современное оружие, которого совсем нет в наших вооруженных силах или есть только в единичных экземплярах?
Балуевский: Уже сегодня НОАК получает достаточно современного оружия. И, как мне представляется, вопрос снятия или сохранения эмбарго Евросоюза не окажет принципиального влияния на поставки российского вооружения в КНР. Ибо сегодня НОАК апробировала системы вооружений, поставленные российской стороной, это оружие зарекомендовало себя с самой лучшей стороны - качественное, эффективное, ремонтопригодное, поэтому связывать вопрос отмены эмбарго с поставками российского оружия не следует. Я уверен, что наши китайские партнеры в лице военных заинтересованы в поставках российского вооружения и военной техники, конечно же современных. Что касается наличия в Российской армии современного оружия - я отвечу, наверное, как и любой военный: нам хотелось бы много и сразу. Но мы должны учитывать, что сегодня у нашего государства много и других проблем. Программы и сроки оснащения Российской армии новым вооружением определены. Мы знаем, что и когда мы получим, и в целом это укладывается в общий алгоритм развития Вооруженных сил на период до 2016 года.
|