Ангела Меркель обещает Москве "стратегическое партнерство" |
| 2005-08-25 16:50:51 После выборов в бундестаг 18 сентября Германии грозит патовая ситуация, в которой ни ХДС/ХСС и их союзники "Свободные демократы", ни "красно-зеленая коалиция" в лице социал-демократов (СДПГ) и экологов не получат парламентского большинства. Именно такой прогноз все чаще звучит в эти дни из уст германских политологов.
Такой исход весьма вероятен, если учесть появление на арене новой силы в лице популистской Левой партии, объединяющей бывших коммунистов и диссидентов - раскольников из рядов СДПГ. Они могут собрать около 12% голосов, а на территории бывшей ГДР вообще станут ведущей партией. Если выборы не дадут перевеса ни одной из сторон, единственным выходом из тупика станет создание "большой коалиции", которая объединит ХДС/ХСС и СДПГ.
Несмотря на то что сам канцлер Герхард Шредер против такой коалиции, в которой он явно не получит места, другие лидеры СДПГ видят в ней единственную возможность остаться у власти. За "большую коалицию" выступает председатель СДПГ Франц Мюнтеферинг, которого поддерживает такой партийный "тяжеловес", как министр внутренних дел Отто Шили. Бывшего главу земли Северный Рейн-Вестфалия социал-демократа Пеера Штайнбрука уже прочат на пост вице-канцлера в коалиционном кабинете. Для части своих политических единомышленников канцлер Шредер, устроивший досрочные выборы, похоже, стал обузой.
"Мы не принадлежим к числу тех, кто хочет находиться в оппозиции, - заявил Франц Мюнтеферинг. - Мы намерены нести ответственность за судьбы страны". Сторонники коалиции ссылаются на прецедент: в конце 60-х годов право-левый альянс успешно выполнил стоящие перед ним задачи. В то время лидером СДПГ был Вилли Брандт, а ХДС/ХСС - Курт Кизингер.
Большинство немцев поддерживают идею правительства "национального спасения". Однако экономисты и предприниматели сомневаются, что "большая коалиция" сумеет реализовать программу вывода страны из кризиса. По их мнению, две ключевые партии имеют принципиально различные подходы к вопросам занятости, налогообложения и социального обеспечения. Им будет трудно найти компромисс. А значит, преобразования будут носить поверхностный характер. Словом, Германию ждет "коллективный самообман".
Как и Шредер, лидер ХДС/ХСС Ангела Меркель выступает против "большой коалиции" и убеждена, что ее партия получит большинство в бундестаге. Согласно последним опросам, за ХДС/ХСС намерены проголосовать 42% немцев, тогда как за СДПГ - всего 29%. Но такая победа не гарантирует парламентского большинства, тем более что значительная часть электората еще не сделала выбора. К тому же Шредер постепенно сокращает разрыв.
Тем временем Ангела Меркель сформировала свою команду - некое подобие теневого кабинета. Она намерена направить в Москву "для установления контактов" своего главного внешнеполитического эксперта Вольфганга Шойбле, бывшего председателя ХДС, которому прочат руководство МИД. Судя по ее последним заявлениям, Меркель отказалась от прежних намерений ужесточить политику в отношении Кремля. Она только что сформулировала свое внешнеполитическое кредо следующим образом: "Мы хотим иметь стратегическое партнерство с Россией, трансатлантический альянс и уверенную в себе Европу".
В поисках голосов своих соотечественников, которые продолжают отдыхать, лидер ХДС отправилась на пляж, проведя встречу с избирателями на курорте Варнемунде на Балтийском море. Судя по реакции отдыхающих, это был неудачный ход. "Меркель мешает расслабиться. Я не хочу ее слушать, но от нее никуда не денешься, - ворчит один из курортников. - К счастью, у меня есть пиво".
|