Вольфганг Шойбле: "О полноправном членстве России в ЕС не может идти и речи" |
| 2005-08-26 16:47:29 В Москве с однодневным визитом побывал заместитель председателя германского оппозиционного блока ХДС/ХСС Вольфганг Шойбле. Согласно опросам, христианские демократы имеют все шансы победить на выборах в бундестаг 18 сентября. За рубежом лидеров ХДС/ХСС принимают на высшем уровне, видя в них наиболее вероятных будущих руководителей Германии. Месяц назад Шойбле получил аудиенцию у президента США Джорджа Буша. Программа же его визита в Москву ограничилась встречей с главой МИД Сергеем Лавровым. О том, что ждет российско-германские отношения в случае победы ХДС/ХСС на выборах, Шойбле рассказал корреспонденту "Известий" Надежде Поповой.
известия: Кандидат в канцлеры от ХДС/ХСС Ангела Меркель не раз говорила, что хочет установить с Россией "менее благодушные" отношения, чем те, которые поддерживает нынешний канцлер Герхард Шредер. И в случае прихода к власти обещала жесткую критику войны в Чечне и других "проблемных моментов". Однако, судя по последним высказываниям, Меркель все-таки решила не слишком ужесточать политику в отношении Кремля. В чем причина перемен?
Вольфганг Шойбле: Мы действительно заинтересованы в сохранении хороших отношений между Германией и Россией. Но в то же время мы хотим налаживать сотрудничество с другими партнерами. США для нас - наиважнейший союзник, и европейские страны не могут быть для Германии альтернативой НАТО. Мы считаем, что объединенная Европа должна стать частью Североатлантического альянса, своеобразной его опорой.
известия: Один из основных пунктов предвыборной программы ХДС/ХСС - более тесный альянс с Вашингтоном. Ангела Меркель поддержала войну США в Ираке, выступает за укрепление отношений со странами Восточной Европы - союзниками Америки. Каких изменений во внешней политике следует ждать в случае ее прихода к власти?
Шойбле: Ну, во-первых, ни одно германское правительство не введет войска в Ирак. Что же касается диалога с восточноевропейскими государствами, в частности с Польшей, то не стоит думать, что отношения наших стран направлены против кого-либо еще. Мы просто не хотим, чтобы наше сотрудничество с Россией воспринималось так, будто оно развивается "через голову" поляков. Оно не должно мешать взаимодействию с другими государствами. В данном случае это в интересах и самой России, и Польши, и Германии.
известия: Почему ХДС/ХСС так резко возражает против принятия в ЕС Турции?
Шойбле: Нам нужно четко показать европейцам, где расположены границы ЕС. Каждая страна, территория которой полностью находится в Европе, должна иметь возможность вступить в Союз. Однако мы считаем, что страны, у которых в Европе находится только часть территории, в ЕС вступить не могут. Это касается и Турции. При этом мы высоко ценим тесные отношения с этой страной. Однако мы зашли бы слишком далеко в вопросе европейского объединения, если бы Турция стала полноправным членом Евросоюза. Это, кстати, относится и к России. Безусловно, ваша страна - неотъемлемая часть Европы. Но Россия - гораздо больше, чем просто часть Европы. Поэтому о ее полноправном членстве в ЕС не может идти и речи.
известия: Вероятно, этими же критериями руководствовалась Ангела Меркель, когда назвала вступление Украины в ЕС "лишь вопросом времени"?
Шойбле: Украина, безусловно, европейская страна. В этом смысле она принципиально отличается от тех государств, которые я только что перечислил.
|