Виктор Черномырдин: "В Киеве любят процесс, а не результат" |
| 2005-09-15 17:59:22 Российский посол на Украине Виктор Черномырдин, по его признанию, "внимательно следит" за противостоянием между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко. Основной вывод из этих наблюдений - политический кризис и коррупционные скандалы в окружении главы государства и экс-премьера не скажутся на отношениях между Украиной и Россией. Более того, отношения эти "изменятся в лучшую сторону". Об этом Черномырдин рассказал собственному корреспонденту "Известий" Янине Соколовской.
известия: Во время украинских президентских выборов вы говорили, что Ющенко "не так плох, как его малюют". Теперь вы наблюдаете кризис киевской власти. Не хотите забрать свои слова обратно?
Черномырдин: Я слов не меняю. Это мой принцип. И тогда, и сегодня я остаюсь при своем мнении. Для нас важно, что, независимо от событий в Киеве, украинско-российские торгово-экономические отношения развиваются и не вызывают тревоги. Мы увеличили оборот на 2,5 миллиарда долларов, к концу года наш торгово-экономический баланс вырастет до 23 миллиардов. Еще один хороший показатель - создание украинско-российской комиссии, которую возглавили президенты двух стран. Это - беспрецедентный шаг, подчеркивающий значимость отношений между нами.
известия: Но подписание регламента комиссии Путин - Ющенко не состоялось из-за отставки секретаря украинского Совета национальной безопасности и обороны Петра Порошенко.
Черномырдин: Документ подписан на уровне заместителей руководителей Совбезов. Президенты его могут завизировать во второй половине октября в Киеве. Главное, чтобы заседания комиссии начались именно сейчас. Откладывать нельзя - работать нужно.
Уже созданы четыре подкомитета: по экономике, безопасности, международным отношениям и по Черноморскому флоту. Они охватывают весь спектр отношений наших государств. Первое их заседание даст толчок украинско-российским контактам.
известия: С именем Тимошенко связывали укрепление на Украине позиций русского языка. В отличие от Ющенко бывший премьер выросла в русскоговорящем городе - Днепропетровске. После отставки Тимошенко вы ожидаете обострения проблемы русского языка?
Черномырдин: Языковой проблемы в действительности не существует. Мы такие вопросы понимаем - в России живут 152 народности. Мне бы хотелось, чтобы в Киеве к теме языка подходили тонко. Это - трудная, важная, но внутренняя проблема Украины. Речь идет не просто о языке, а о русскоговорящих гражданах Украины. Как Киев поставит вопрос, как разберется - это его дело. Для нас, россиян, важны граждане России, живущие на Украине. Они нас всегда будут волновать. Мы обязаны помогать и будем помогать развитию их языка. Много говорят о положении украинского языка в России. Там, где украинцы живут компактно, для них открыты школы и факультеты. Это - наше российское дело, потому что эти люди - граждане России. Мы добиваемся того, чтобы они не были ущемлены.
известия: Юлия Тимошенко заявила, что после ее ухода из правительства процесс реприватизации может быть остановлен. Будете ли вы рекомендовать российским инвесторам участвовать в конкурсах по перепродаже "Криворожстали" и Никопольского завода ферросплавов?
Черномырдин: Конечно, я рекомендую. Украинские и российские металлурги тесно связаны. Было бы странно, если бы россияне не участвовали в конкурсах. Кто из них придет, в каком виде - покажет время. Оно уже приближается, идет подготовка к конкурсам, ждать осталось мало.
известия: Владимир Путин заявил, что из-за коррупции на Украине было разорвано соглашение по украинско-российскому газовому консорциуму. Этот проект перестал существовать?
Черномырдин: О нем столько говорили, что ситуация стала проблематичной и тревожной. Консорциум нужен прежде всего Украине. Я заявляю это как человек, кое-что понимающий в газовых вопросах. Речь идет о газотранспортной системе, которая ежегодно требует до $1,5 миллиарда затрат. Нам, производителям, и западным получателям небезразлично, в каком состоянии эта система. Она хороша, когда действует с полной нагрузкой. Тогда она зарабатывает и может себя содержать. Иных вариантов нет, это надо понять. А тут все спрашивают: где мы (Россия) строим (газопроводы), что мы строим? Где надо, там и построим. Если мы провели газопровод сквозь Черное море, где глубина 2 километра, то через Балтику прошагаем - и охнуть не успеем. Когда дилетанты говорят, что нам это не удастся, я не понимаю, как такие люди руководят ведомствами.
Поставки, транзит, цены - вопросы высокого профессионального уровня. Обнародовать можно только результаты переговоров, когда документы либо подписаны, либо нет. Но здесь в переговорах участвует вся страна. Не успели политики что-то решить - и сразу на экраны, и давай рассуждать. Мы с одними договорились, создали консорциум, подписали его на уровне президентов. Пришли другие - им консорциум не понравился. Они - любители процесса. Им результат не нужен, поэтому мы имеем то, что имеем.
|