Замминистра иностранных дел России Александр Яковенко: "У меня нет опасений относительно Китая" |
| 2005-10-05 17:27:00 Россия явно стремится к активизации своих внешнеполитических усилий на дальневосточном направлении. Китай, в частности, является одним из основных партнеров России в экономическом сотрудничестве. Готовятся крупные совместные проекты в области энергетики. Однако у такого сотрудничества есть и обратная сторона - есть опасения, что Китай попросту поглотит Россию экономически. В том числе об этом шел разговор в рамках прошедшего на прошлой неделе 1-го Дальневосточного международного экономического конгресса. Один из гостей конгресса, заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко рассказал о реакции МИД на такие опасения собкору "Известий" Олегу Жунусову.
известия: Сейчас все больше говорят о том, что Китай становится ведущей державой на Дальнем Востоке, все более оттесняя Россию на второй план. Ряд политологов высказываются даже в том смысле, что для России существует угроза экономического поглощения со стороны Китая. Нет ли опасений, что Китай задушит Россию в своих политических объятиях?
Яковенко: У меня таких опасений нет. Две страны получают взаимную выгоду от экономического сотрудничества, и говорить о каком-то поглощении одной страны другой в результате экономического роста не следует.
известия: Однако есть ощущение, что Россия становится энергетическим придатком для Китая.
Яковенко: Это абсолютно неверно. Никто же не говорит, что мы являемся энергетическим придатком для других стран мира, в частности для стран Европы, куда сейчас идет основная часть российских энергоресурсов. Никто не говорит, что Норвегия, экспортирующая нефть, является чьим-то придатком. У нас есть ресурсы, а у Китая есть потребность в этих ресурсах, и Россия, вне всякого сомнения, будет развивать такое сотрудничество.
известия: Выступая на конгрессе, вы сами заметили, что внешнеэкономические и политические отношения России основаны на энергетике с 90 странами мира. И тем не менее утверждаете, что Россия не становится энергопридатком.
Яковенко: России и россиянам не стоит комплексовать. Россия является естественным поставщиком энергоресурсов, и по сравнению с другими отраслями нашей экономики это одно из конкурентоспособных направлений. Но мы не менее востребованы и в космосе. Хотелось бы, чтобы таких отраслей было как можно больше.
известия: С 2008 года планируется доставлять к Тихоокеанскому побережью нефть из Сибири. Не мешает ли этому проекту неурегулированность отношений с Японией? В частности, отсутствие мирного договора? Ведь в случае подписания договора японцы могли бы дать деньги на этот проект.
Яковенко: Россия не увязывает строительство нефтепровода с нашими отношениями с Японией. По большому счету у нас достаточно ресурсов, чтобы построить этот нефтепровод самостоятельно, а если не хватит - можно привлечь дополнительно. Что же касается наших отношений с Японией, то ожидается, что в ходе предстоящего визита президента России в Японию будет подписано свыше 10 документов, которые позволят и дальше развивать торгово-экономическое сотрудничество с этой страной. Это отвечает интересам Москвы и Токио.
известия: А мирный договор во время этого визита не планируется подписать?
Яковенко: Нет. Но переговоры ведутся. Другое дело, что они идут не очень быстро. Причина - расхождение позиций.
известия: Видимо, мешает "курильский вопрос"?
Яковенко: Это один из вопросов, который ставится японской стороной. Мирный же договор, как он нам видится, - это более комплексный документ, который призван ориентировать отношения между нашими государствами на дальнейшее развитие во всех областях.
известия: Еще одна сложная проблема - северокорейская. Много было разговоров вокруг строительства Транскорейской магистрали.
Яковенко: В последнее время наметилось продвижение межкорейского сотрудничества в вопросе соединения железных дорог Севера и Юга Кореи. На очереди - решение проблемы соединения Транскорейской железной дороги с Транссибирской магистралью. Этот проект представляет для нас значительный интерес. С одной стороны, он способствует развитию экономического сотрудничества КНДР с РК, с другой - создаст дополнительные возможности для расширения транзита грузов через территорию России, что имеет очень серьезную экономическую основу.
известия: Вообще-то железнодорожники давно отрапортовали, что ветка, ведущая к границе с КНДР, отремонтирована, а технико-экономическое обоснование готово. Но никакого движения в этом вопросе не видно. Значит, есть политические причины задержки. Что тормозит проект?
Яковенко: Реализация проекта связана, как уже было отмечено, и с решением целого комплекса вопросов, обсуждение которых уже началось на трехсторонних встречах железнодорожных экспертов России, КНДР и Республики Корея.
|