2006-04-18 17:46:41 C мая по ноябрь 2006 года Россия будет председательствовать в Комитете министров Совета Европы. Это ключевой орган, наделенный правом принимать политически обязательные решения. Российское председательство пройдет под девизом «К единой Европе без разделительных линий». О предстоящем председательстве России, о результатах ее членства в СЕ, о соотношении демократических процессов в нашей стране с процессами общеевропейскими – в беседе «НГ-сценарии» с Терри Дэвисом, генеральным секретарем Совета Европы.
– Россия становится председателем Совета Европы. При этом многие у нас выражают немалый скептицизм даже по поводу участия России в этой организации. Это обстоятельство представляет угрозу или, наоборот, новые возможности для распространения идей, поддерживаемых Советом Европы?
– Я не могу давать комментарии относительно того, насколько силен в России скептицизм по поводу ее членства в Совете Европы, вы лучше меня можете судить об этом. Российская Федерация становится председателем Совета Европы впервые, поскольку она вступила в нашу организацию лишь 10 лет назад. Многие другие страны председательствовали уже несколько раз в соответствии с полугодовой ротацией в алфавитном порядке. Я уверен, что многие в России приветствуют членство в Совете Европы, в частности, то, что Россия попадает под юрисдикцию Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
– Не все у нас отдают себе отчет в том, что право обращения в Страсбургский суд есть следствие членства России в Совете Европы.
– Вы не уникальны, немало людей в других странах не осознают, что Европейский суд по правам человека – это орган Совета Европы. Поэтому я рад представившейся возможности привлечь к этому факту внимание ваших читателей.
– Способно ли председательство России в Совете Европы укрепить сотрудничество нашей страны с этой организацией?
– Россия на сегодняшний день тесно интегрирована в работу Совета Европы. Но, несомненно, шесть месяцев, в течение которых ваша страна будет председателем, она будет играть лидирующую роль. Российская Федерация получает блестящую возможность возглавлять крупнейшую европейскую организацию, членами которой состоят 46 государств. Наша организация включает гораздо больше стран, чем Европейский союз, – от Исландии на севере до Турции на юге, от Португалии на западе до России на востоке.
– Может ли помешать роли председателя то обстоятельство, что в нашей стране сильно разочарование в демократических ценностях?
– Когда в той или иной стране происходят радикальные перемены – не важно, в результате выборов или в результате революции, – у людей очень большие ожидания. Эйфория всегда чревата разочарованиями, и ни одно правительство не способно найти мгновенное решение серьезных проблем. Это естественно, так происходит во многих странах. Я осознаю, что россияне ожидали очень многого от членства в такой крупной и уважаемой организации, как Совет Европы. Понимаю, что, несмотря на всю обоснованность таких надежд, многих людей могло постигнуть определенное разочарование. Надеюсь, что граждане вашей страны могут признать, что на протяжении этих 10 лет Россия не только вносила свой существенный вклад в деятельность Совета Европы, но также немало приобрела от своего членства. Наша организация совместно с российскими властями прилагала очень большие усилия для повышения качества жизни в вашей стране.
Сегодня демократии в России гораздо больше, чем 20 или 30 лет назад. Но это вовсе не означает, что дальнейшие улучшения не нужны. Вашей стране предстоит еще многое сделать для укрепления демократии. Впрочем, это же относится и к другим членам Совета Европы. Я абсолютно уверен, что подавляющее большинство граждан России хочет, чтобы демократические ценности в их стране укреплялись и распространялись. Они готовы прилагать к этому усилия. Совместная с Советом Европы работа на этом поприще способна только улучшить наши отношения.
Подытожу сказанное: в области демократизации Россия не идеальна, но по сравнению с ее прошлым значительный прогресс очевиден.
– Как бы вы ответили на вопрос, который нынче вызывает в России так много споров: где кончаются национальные особенности демократии и начинается не демократия?
– Я не согласен с тем, что в различных странах возможна демократия «разного сорта». Демократия универсальна, поскольку универсальны ее цели и задачи. Идеальной демократии нет нигде. Я не знаю ни одной страны на свете, где демократия не могла бы быть улучшена. И Россия в этом отношении не исключение. Но у нее есть большой потенциал для роста, поскольку она начала свое движение по демократическому пути много позже других стран.
– Насколько сохранение в российском законодательстве смертной казни мешает сотрудничеству с вашей организацией?
– Перед вступлением в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство отменить смертную казнь. Обязательства следует выполнять. Да, в России действует мораторий на исполнение смертных приговоров. Важно, чтобы закон был приведен в соответствие с этой практикой.
– Эдмунд Берк обращался к своим избирателям со следующим наставлением: «Ваш представитель предаст ваши же интересы, если пожертвует своим суждением ради вашей точки зрения». Как вы относитесь к подобной философии?
– Политик обязан учитывать мнение людей, которых он представляет. В то же время он исходит одновременно и из позиции избирателей, и из своих собственных взглядов. Я был членом парламента и уверен, что люди, когда голосовали за мою кандидатуру, ожидали от меня способности к собственному суждению, а не просто к исполнению их поручений. Для последней функции достаточно и машины. Но человек не робот.
|