Без эмоциональных всплесков |
| 2006-04-24 13:31:23 Российский президент Владимир Путин и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель в сопровождении ряда министров обоих кабинетов проведут 26 и 27 апреля рабочую встречу в Томске. Саммитам в формате межправительственных консультаций в последние два года просто не везло. Сначала из-за трагедии в Беслане пришлось переносить встречу в Гамбурге с сентября на декабрь. Томск стоял в программе 2005 года. Но встречу пришлось отложить из-за внутриполитических событий в Германии. Досрочные выборы в бундестаг привели к смене власти, канцлерству Ангелы Меркель и правительству «большой коалиции». Многое тогда замерло и в российско-германских отношениях, пока глава нового кабинета не подтвердила январским визитом в Москву линию на стратегическое партнерство с Россией.
Саммит в Томске возвращает лидеров двух стран в русло интенсивного и как бы «повседневного» политического диалога. Но это не лишает его новизны. Новый немецкий лидер неизбежно привнесет в него что-то свое. Путину и Меркель, несомненно, еще предстоит лучше узнать друг друга, а их личным отношениям – отладиться. Газета «Вельт» отмечает: «Меркель хочет расширять партнерство, но не в приятельской манере по примеру Шрёдера. Хотя дочь пастора из Восточной Германии и сын рабочего Путин не на ты друг с другом, между ними есть кое-что общее. Каждый владеет языком другого. Меркель, выросшая в ГДР, знала Советский Союз, и оба лидера подходят к решению проблем по-деловому. Как отмечают в окружении Меркель, этим они похожи».
Томск важен как этап и с этой точки зрения. После апрельской встречи российский президент уже в мае посетит по приглашению Меркель Берлин. Формальный повод – международный авиакосмический салон, фактически же продолжение личных контактов и программ. Затем в июле они наверняка не упустят возможность обсудить некоторые дела, воспользовавшись саммитом «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. А ближе к осени канцлер пригласила российского президента на празднование 800-летия Дрездена. Не исключены и дополнения к этой программе.
Широкое поле сотрудничества
Межправительственные консультации – относительно новый опыт в российско-германских отношениях. Такой саммит в Томске будет всего лишь восьмым по счету. Эти совещания созываются раз в год поочередно то в одной, то в другой стране. Соответствующие руководители правительственных ведомств рассматривают состояние дел по своим линиям, а лидеры занимаются главными стратегическими вопросами партнерства и наиболее острыми международными проблемами. Затем все это суммируется и анализируется, определяется под руководством президента и канцлера в качестве новых инициатив как бы на совместном заседании двух правительств.
Цель – дать, как принято выражаться на дипломатическом языке, «новый импульс» совершенствованию партнерства в целом и по отдельным направлениям, развязать возникающие узлы, вдохнуть жизнь в новые крупные партнерские проекты, согласовать в случае совпадения или близости взглядов совместные подходы к решению актуальных международных проблем.
В Томске предстоит большая работа. Речь пойдет о проектах в высокотехнологичных областях, инвестиционной и производственной кооперации, включая энергетику, транспорт, инфраструктуру, коммуникации и связь. В этих сферах подготовкой необходимых проектов и решений для саммита занимается двусторонняя Рабочая группа по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества (СРГ).
По оценке главы МИД РФ Сергея Лаврова, практически нет ни одной сферы, в которой у России и Германии не было бы конкретных планов наращивания сотрудничества. Это не только экономика или безопасность, но и наука, образование, культура, молодежные обмены. В Томске лидеры, возможно, выразят поддержку идее появления в Москве двусторонней «внешней торговой палаты». Немцы имеют аналогичные структуры во многих десятках стран, и их наличие имеет сигнальное значение ориентации на дальнейшее интенсивное развитие экономического взаимодействия.
Динамика экономического сотрудничества говорит сама за себя. Товарооборот год из года бьет рекорды. По немецким подсчетам, он достигнет в текущем году 39 млрд. евро. Реализуется крупнейший совместный проект Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря. Наблюдается наращивание прямых немецких инвестиций в России. С другой стороны, существенно увеличился российский импорт из Германии промышленного оборудования. Но внушительный перевес доли сырьевых товаров в структуре российского экспорта над готовой продукцией в перспективе ставит серьезные проблемы для «экономической составляющей» партнерства. Не случайно на межправительственных консультациях все большее внимание уделяется сотрудничеству в высокотехнологических областях.
В отличие от глобальной тенденции роста до 4,9% весенний прогноз МВФ для Германии неутешителен: не более 1,5% прироста ВВП в 2006 году, а в следующем и того меньше. Массовая безработица не опускается существенно ниже 5 млн. В коалиционном правительстве проявляется все больше споров о характере намечаемых реформ. Сейчас в первую очередь в сфере здравоохранения, для поддержания которого нужны многие миллиарды евро. Значительная часть населения обеспокоена планами повышения налогов и других выплат. Вспыхивают забастовки то врачей, то других профессий, требующих повышения зарплаты. Общественные надежды, что кабинету Меркель, обладающему новой энергетикой и прочным большинством в бундестаге, удастся кардинально переломить ход событий в социально-экономической сфере, заметно, судя по опросам, тают.
Понятно, что экономический обмен с Россией за исключением энергоимпорта, покрывающего более 30% потребности Германии в природном газе, не имеет определяющего значения для социально-экономического состояния ФРГ. Однако немецкая сторона подчеркивает его самостоятельное и незаменимое значение. По оценке «Файнэншл таймс Дойчланд» торговля с Россией стала «существенной опорой немецкой экспортной экономики». Президент Федерального объединения немецкой оптовой и внешней торговли Антон Бёрнер полагает: в 2006 году экспорт в Россию возрастет на 8%, что поможет экономике сгладить негативный эффект массивного роста цен на нефть. А экономист одного из банков Давид Кох отмечает зримую пользу для немецкого бизнеса «хороших политических отношений между Москвой и Берлином», поскольку «многие проекты по-прежнему инициируются по государственной линии».
Сложный баланс
При базовой прочности и объективной взаимной заинтересованности в дальнейшем расширении и совершенствовании российско-германские отношения в силу ряда обстоятельств остаются довольно сложной материей для правительства Ангелы Меркель. Внешнеполитические предпочтения составляющих его партий далеко не во всем совпадают. Это касается и отношений с Россией.
Социал-демократы стоят в нем вроде бы «на страже» преемственности. В кругах христианских демократов есть деятели, придерживающиеся иного мнения. Они считают, что Шрёдер строил отношения с Кремлем слишком односторонне и некритично, а с Белым домом наоборот, и это требует перестановки акцентов в курсе Берлина.
Такие взгляды активно поощряются из-за США, где откровенно выражали «пожелания», чтобы новое правительство Германии охладило партнерство с Россией.
Став канцлером, Ангела Меркель не могла не учитывать настроений части своих соратников. Москву она посетила после поездки в Вашингтон, где провозгласила приоритетность союзничества с США и НАТО. В остальном весьма примечательно, что за неполные полгода своего канцлерства Ангела Меркель проявила не только приверженность реалиям и прагматизму в международной политике, но и высокие человеческие качества. Вопреки «рекомендациям» многих немецких СМИ, она не стала превращать известную «мужскую дружбу» своего предшественника с российским лидером в некий личный камень преткновения в отношениях с Москвой. Строительство «балтийской трубы» поддержано ее правительством.
Официальный Берлин не стал ввязываться в обсуждение роли и места экс-канцлера в этом проекте, понимая, что шумная кампания порочит важнейшее начинание в интересах будущего надежного энергообеспечения Германии, а косвенно и российского партнера, с которым объективно заинтересованы продолжать всестороннее сотрудничество. Вместе с тем канцлер созвала совещание с участием видных представителей экономики, на котором не без задней мысли о неких пределах процентной доли энергопоставок из России обсуждался вопрос об альтернативных возможностях и источниках.
Путина и Меркель ждет в Томске международная весьма насыщенная тематика. Это прежде всего взаимодействие в рамках «восьмерки». Оно чрезвычайно актуально в связи с июльским саммитом в Санкт-Петербурге и нынешним российским председательством в группе, которое в следующем году перейдет к Германии. Берлин согласен с приоритетностью проблем, предложенных Москвой для обсуждения в Санкт-Петербурге. Роль и содействие Германии в рамках партнерства РФ–ЕС тоже непременно значится в повестке дня российско-германских переговоров на высшем уровне.
Однако факт, что сейчас Москва и Берлин (пожалуй, впервые за долгое время) открыто расходятся по целому ряду острых проблем. При этом их принципиальные цели вполне могут быть идентичными, а мнения о путях и методах их достижения противоречить. Например, по вопросу о действенности и уместности давления на Тегеран угрозой санкций и даже применения оружия.
То же самое наблюдается в вопросе о том, изолировать или нет новое правительство Палестинской автономии, образованное ХАМАСом, чтобы добиться от него признания Израиля и согласия с восстановлением мирного ближневосточного переговорного процесса. Тут позиция Берлина больше совпадает с американской, как, впрочем, и по Белоруссии, что весьма чувствительно для Москвы.
Соблюдая баланс как внутриполитического, так и внешнего порядка, Ангела Меркель после Сибири почти сразу нанесет визит в Вашингтон. Там она будет гостем 3 и 4 мая, и, видимо, она поделится с президентом Бушем свежими впечатлениями от общения с Путиным. А заодно, вероятно, уже в личной беседе своими взглядами на отношения Запад–Россия, которые она уже высказывала на днях по телефону хозяину Белого дома (правда, находившемуся на ранчо в Техасе).
По сведениям журнала «Шпигель», излагающего эту беседу, рекомендации Меркель звучали так: «Соединенным Штатам следует избегать конфронтации с Москвой... Чтобы побудить руководство Тегерана к уступкам, без российской великой державы не обойтись. Надо, чтобы не только саммит G8, который состоится в июле в Санкт-Петербурге под российским руководством, но и все российское председательство в G8 стало успехом. Америка, считает Меркель, должна сделать все, чтобы помочь в этом России».
Как сообщает то же издание, недавно на заседании внешнеполитического комитета бундестага Ангела Меркель похвально отозвалась о заслугах Путина в «восстановлении государственности». И уж совсем неожиданно выразила мнение, что в России нельзя было допускать чрезмерной приватизации, поскольку это могло бы обернуться только «распродажей» в нефтяных интересах Америки.
Если исходить из «стиля Меркель», который она уже практиковала на разных саммитах, то внешне и в Томске ее подходы к партнерству с Москвой, вероятно, будут выглядеть сдержанными и прагматичными, без эмоциональных всплесков. В Берлине дают понять, что канцлер хотела бы, чтобы при стратегическом партнерстве не было запретных для открытого обсуждения тем, будь то Чечня, демократия или белорусская оппозиция. Но при всем при том стержнем российско-германских отношений остается их стратегический характер.
|