Гражданской войны не будет |
| 2006-05-23 16:55:53 Если судить о ситуации на Балканах на основании укоренившихся в мозгах мифов и стереотипов, итоги референдума в Черногории могут показаться сенсационными и шокирующими. Еще бы - жители одной славянской православной республики голосуют за развод с другой республикой - такой же православной и славянской. При том что никогда в истории сербы и черногорцы друг с другом не воевали. Наоборот, были союзниками и против турок, и против Австро-Венгрии, а совсем недавно - против хорватов. Что, казалось бы, делить братьям? Зачем раскалывать страну, от которой и так уже остались одни ошметки?
И тем не менее черногорцы уходят. Более 55 процентов голосуют за независимость. Почему? Причин несколько.
1. Лозунг черногорского премьера Мило Джукановича "С сербами тяжело в Европу" - не просто хлесткая фраза. Многие черногорцы действительно так считают. Вступление в ЕС - стратегическая цель республики, своего рода национальная идея. Но в "связке" с Белградом этот путь грозит стать очень долгим. Брюссель отказывается даже начинать переговоры о вступлении Сербии, требуя выдать генерала Ратко Младича и других "военных преступников". Даже если это будет сделано, не исключено, что ЕС выдвинет новые условия. Слишком уж неважная репутация сегодня у сербов в Европе. Черногорцы не хотят, чтобы это отражалось на них.
2. В Сербии по-прежнему сильны националистические настроения. Радикальная партия сидящего в Гааге Воислава Шешеля (в свое время его называли "сербским Жириновским") - одна из самых влиятельных политических сил в республике. Соратники Слободана Милошевича сохранили позиции и в армии, и в спецслужбах, есть они и в окружении премьер-министра республики Воислава Коштуницы. Западники-реформаторы в сегодняшней Сербии не слишком популярны. На выборах они почти наверняка проиграют националистам и экс-коммунистам. Многих черногорцев эта тенденция пугает, они не хотят опять стать заложниками чужой мечты о "Великой Сербии".
3. Черногория уже давно фактически живет как независимое государство. Сообщество с Сербией, созданное три года назад, существует только на бумаге. Официальная валюта в Черногории - евро (в Сербии - динар). Нет единой таможни, школьники учатся по разным учебникам. Поразительно, но расчеты между сербскими и черногорскими предприятиями осуществляются... через иностранные банки. Да и визовый режим у каждой республики свой. Россияне, например, в Черногорию могут въезжать без виз, в Сербию - нет. Черногорцы читают свои, а не белградские газеты, живут в ином информационном пространстве. Так что формальное размежевание с Сербией не станет шоком для большинства жителей республики. Они давно готовы к такому повороту событий.
4. Черногорцы надеются на "бархатный развод" с сербами, который не омрачит отношения между двумя народами. В качестве примера любят приводить чехов и словаков, которые и после распада единой страны остаются союзниками на политическом уровне и друзьями - на бытовом. Даже в футболе и хоккее болеют за соседей, когда те играют с иностранными командами.
Скорее всего сербы с черногорцами в итоге придут именно к такому, чехословацкому, варианту - мирный развод, без озлобления и сведения счетов. В Белграде, похоже, уже смирились с неизбежным уходом "младших братьев". Сербов гораздо больше волнует "албанский сепаратизм", чем черногорский. Эмоций, конечно, много (а как на Балканах без эмоций?), но ненависти нет. И это главное принципиальное отличие сербско-черногорского сюжета от сербско-хорватского, сербско-боснийского или косовского.
В конце концов даже разводящиеся супруги иногда сохраняют прекрасные отношения. Правда, далеко не всегда.
Балканский опыт последних 15 лет приучил нас: любой сепаратизм в этом регионе чреват большой кровью. Но на сей раз, будем надеяться, обойдется без гражданской войны. В отличие от других югославских республик, пожелавших стать независимыми, Черногория не раскололась по этническому признаку. Одни черногорцы хотели независимости, другие - нет. Одни выиграли, другие проиграли. Но убивать друг друга после этого они не станут.
|