"Мы не оставим в беде своих граждан, проживающих вне границ России" |
| 2006-08-23 13:40:06 После распада СССР за пределами России остались миллионы наших соотечественников. В том числе и по этой причине связям со странами СНГ в российском МИД уделяют особое внимание. Статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, у которого, кстати, сегодня день рождения, рассказал корреспонденту "Известий" Александру Латышеву о нынешних взаимоотношениях России с соседями по СНГ.
вопрос: Григорий Борисович, недавно вы вернулись из Сухуми, где встречались с абхазским руководством. Какая сейчас обстановка в республике? Чувствуется ли напряженность в связи с ситуацией в Кодорском ущелье?
ответ: Напряжение, политическое и психологическое, в Абхазии нарастает. К этому есть реальные причины. Внезапный ввод грузинских войск в верхнюю часть Кодорского ущелья под предлогом проведения там некоей спецоперации резко обострил обстановку, разрушил и без того хрупкую материю мер доверия в грузино-абхазских отношениях. Нарушенными оказались важные положения Московского соглашения 1994 года о прекращении огня и разъединении сил, по которому в Кодорском ущелье не должно быть воинских формирований Грузии. Серьезные вопросы в Сухуми вызвало и намерение грузинского руководства перебазировать в Кодори так называемое "правительство Абхазии в изгнании", что создало тупиковую ситуацию в переговорном процессе.
Россия в качестве содействующей стороны в урегулировании грузино-абхазского конфликта терпеливо продолжает работать вместе с представителями ООН по восстановлению атмосферы предсказуемости и нормализации переговорного процесса. Как и в случае с Южной Осетией, мы убеждены в приоритетности обязательства сторон об отказе от применения силы и различных "штурмовых" сценариев. Они принесут лишь новые беды и трагедии.
в: Большая часть абхазского и югоосетинского населения - граждане России. Какие меры Москва предпринимает сейчас и какие планирует еще предпринять, чтобы гарантировать безопасность своих граждан в Абхазии и Южной Осетии?
о: Действительно, большая часть жителей Абхазии и Южной Осетии вступили в российское гражданство. Это и понятно, люди ищут гарантии безопасности на случай обострения и возобновления военных столкновений.
"Россия не использует экономические рычаги для политического давления на соседей... Сохранение в прошлом низких цен на энергоносители как раз и было политикой"Естественно, мы не оставим в беде своих граждан, проживающих сегодня вне границ России, - будь то при возникновении гуманитарных проблем или при угрозе их безопасности. Сегодня гарантом стабильности в конфликтных регионах и безопасности проживающих там граждан, причем независимо от их национальности, являются миротворцы. Это, соответственно, Коллективные силы СНГ по поддержанию мира в Абхазии и Смешанные миротворческие силы в Южной Осетии. Несмотря на растущее давление на них, не стоит забывать, что руководство Абхазии и Южной Осетии, равно как и народы этих непризнанных республик, являясь стороной в конфликте, настаивают на безусловном сохранении присутствия российских миротворцев.
Причины пробуксовки процесса урегулирования надо прежде всего искать в непоследовательности и негибкости позиций. Миротворцы же выполняют предписанные им функции качественно и эффективно.
в: Грузия и Украина уже не раз заявляли, что рассматривают возможность своего выхода из СНГ. Насколько вероятно, что эта линия продолжится при новом украинском раскладе сил? И если все-таки да, то что подобный поворот событий мог бы означать для России?
о: Мы не склонны драматизировать ситуацию. Исходим из того, что участие в Содружестве - это суверенный сознательный выбор каждого из его участников. Никто никого в СНГ насильно не удерживает. Государства сами, опираясь на собственные интересы и опыт многостороннего взаимодействия на постсоветском пространстве, видят бесспорные преимущества интеграции, совместных усилий в решении насущных, жизненно важных задач, стоящих перед нашими странами. Обратного анализа мне на глаза не попадалось.
Следует также учитывать, что соседей по СНГ объединяют столетия совместной истории, переплетение человеческих судеб, тесные экономические связи, необходимость объединения усилий в противодействии угрозам и вызовам XXI века. Между нашими народами по-прежнему остается много общего, и отрицать это бессмысленно.
Со всем этим вынуждены считаться в том числе и наши украинские и грузинские партнеры, хотя они и допускают возможность пересмотреть свое участие в СНГ. Во всяком случае, Украина участвует в работе Группы высокого уровня по вопросам повышения эффективности СНГ. Хотел бы отметить, что переговоры премьер-министра Михаила Фрадкова с украинским коллегой Виктором Януковичем в Сочи, которые можно охарактеризовать как весьма успешные, подтвердили настрой украинского руководства на углубление двусторонних связей, продолжение работы по формированию Единого экономического пространства.
Что же касается Содружества, то оно доказывает свою жизнеспособность. На пространстве СНГ идет непростой, порой противоречивый поиск оптимальных моделей взаимодействия. Желательный для нас конечный результат - создание экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников.
в: На фоне газового спора с Украиной, запрета на продажу в России пусть даже некачественных товаров грузинского и молдавского производства часто приходится слышать об "использовании Москвой экономических рычагов для политического давления на соседей". Действительно ли принятые меры позволили добиться некоторых политических целей и обеспечить российские интересы?
о: Россия не использует, как вы выразились, экономические рычаги для политического давления на соседей. Просто речь идет о развитии экономических связей с партнерами по СНГ на основе взаимной выгоды и принципов рыночной экономики.
Что касается российско-украинских взаимоотношений в газовой области, то достигнутые в 2006 году соглашения и договоренности в указанной сфере - это наш совместный выбор, который был сделан при полном уважении и учете интересов как России, так и Украины.
В целом же не следует забывать о том, что сохранение в прошлом низких цен на энергоносители и преференциальное, по существу, открытие рынков для партнеров по СНГ как раз и было политикой. Только тогда об этом было как-то не принято говорить. Теперь, когда рынок продиктовал свои законы, требования к тому, чтобы цены во внешней торговле соответствовали мировым, а качество товаров - конкурентоспособному уровню, появляются некие гипертрофированные "озабоченности". Думаю, они пройдут.
Неизменный российский интерес в этих вопросах в том, чтобы наши отношения с партнерами были взаимовыгодными, свободными от политической конъюнктуры. Если российские потребители получат действительно качественные вина из Грузии и Молдавии, от этого выиграет престиж самих этих стран, что и политически хорошо.
в: О независимости Косово Запад в последнее время говорит как о предрешенном факте. Насколько серьезно можно рассуждать о том, что подобный прецедент имеет шансы повториться на постсоветском пространстве - скажем, для определения статуса Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии?
о: В ситуации с Косово, в отличие от распада СССР, Югославии, раздела Чехословакии, на независимость претендует не республика в составе федерации, а автономия в составе субъекта федерации. Такой же статус имеют Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. В случае навязанной Сербии суверенизации края, к чему ведут дело западные партнеры, будет создан очевидный международно-правовой прецедент, который не может не проецироваться на ситуацию в других замороженных конфликтах. Причем это относится не только к постсоветскому пространству, но и к однопорядковым ситуациям в других регионах.
Некоторые наши западные собеседники пытаются убедить нас в том, что, мол, Косово это единичный случай, произошедший в силу некоей уникальности исторических обстоятельств. Рассуждения об уникальности наивны, и мы не сможем согласиться с такой трактовкой. Прецеденты создаются самой жизнью, и настойчивым отрицанием их не отменить. Разве можно сказать населению других автономий, что в данном случае мы даем независимость, но для вас это ни в коем случае не может служить примером?
Говоря об "уникальности" косовского случая, либо забывают, либо умышленно не замечают, что речь идет о непоследовательном подходе к конфликтам в различных регионах мира, иными словами, о тех же "двойных стандартах" в их урегулировании. Пагубность такого подхода в том, что он подрывает доверие к международному сообществу, ведет к хаосу и избирательности в международных отношениях. Разумеется, для России это неприемлемо. Поэтому мы исходим из того, что при всей специфике конкретных ситуаций должны применяться универсальные правила урегулирования, основанные на общепринятых нормах международного права. Территориальная целостность не исключает многовариантности в решении статусных вопросов и не подразумевает возможность игнорировать волеизъявление народов.
в: Недавно президент России Владимир Путин подписал указ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". Есть ли информация о том, сколько соотечественников желает перебраться в Россию? Какие конкретные действия предпринимает МИД для реализации поставленной президентом задачи?
о: Программа прежде всего повышает ответственность России за поддержку соотечественников за рубежом - как тех, кто хотел бы переселиться, так и тех, кто намерен оставаться за границей и строить свою жизнь там. Разработанные меры призваны укрепить уверенность наших соотечественников в том, что их интересы и проблемы близки и понятны нам. Государственная программа разработана и как ответ на проблемную демографическую ситуацию в нашей стране. Мы в возрастающей степени заинтересованы в притоке дополнительных людских ресурсов извне, и естественно, что предпочтение здесь отдается соотечественникам, то есть тем, кто воспитан в традициях российской культуры и истории, говорит по-русски и сможет легче интегрироваться в российское общество.
Понятно, что программой воспользуется только часть из нескольких десятков миллионов наших соотечественников за границей. Россия продолжит наращивать поддержку российской диаспоре за рубежом, прежде всего через механизмы Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, председателем которой является министр иностранных дел Сергей Лавров. Программа же по переселению рассчитана в настоящее время на шесть лет - с 2007 по 2012 год. Каким будет реальное число переселившихся в Россию в ее рамках, говорить пока рано. Все будет зависеть от множества факторов.
|