2006-08-28 21:43:46 За мощными стенами впечатляюще полуразрушенной монастырской церкви начала XV века, под новой, специально смонтированной крышей века XXI в приморском районе Таллина Пирита во второй раз прошел Биргитта Фестиваль. Заключительный концерт с рок-группой Ultima Thule, Тынисом Мяги и Таллинским камерным оркестром во главе был особым жанровым исключением из правил. Хотя движение в сторону нон-академизма как фестивальная тенденция – в том числе активное привлечение хореографии – прослеживалось и в других представлениях.
Абсолютной сенсацией стала фестивальная премьера танго-оперы или опериты Астора Пьяццоллы «Мария из Буэнос-Айреса», где среди составляющих «синтеза искусств» были задействованы даже куклы из Эстонского театра кукол. Главная героиня опериты – Мария – после плотских заблуждений, мытарств и телесной смерти становится родительницей спасителя, точнее спасительницы для падшего города. Вторую же главную партию – Эль Дуэнде – исполнял Даниэль Бонилья-Торрес, который на премьере оперы в 1968 году играл с итальянской суперзвездой Мильвой, являвшейся в то время возлюбленной самого Пьяццоллы.
И все же основу программы дней Биргитта Фестиваля составляла музыка академической традиции – оперная и ораториальная. Многие названия были выбраны по принципу тематических соответствий. В год 250-летия Моцарта в афише значились две его оперы («Милосердие Тита» и «Аполлон и Гиацинт»), в год 100-летия Шостаковича – «Леди Макбет Мценского уезда». Все три оперы привез на фестиваль московский гость – «Геликон-опера» во главе с Дмитрием Бертманом. И все три оперы, исполненные москвичами с необычайным вдохновением, фестивальная публика встречала с восторгом. Другие соответствия находились в сфере ментально-жанровой. В таллинской церкви Нигулисте хор московской «Геликон-оперы» под управлением Дениса Кирпанева исполнил Всенощное бдение и духовную музыку Рахманинова, а в стенах монастырской церкви Биргитты – Реквием Верди и знаменитую ораторию Карла Орфа Carmina burana. К слову, это сочинение Орфа и вовсе было написано на стихи, взятые композитором из рукописного сборника, датированного XIII веком и найденного в 1803 году в монастыре бенедиктинцев в Южной Германии. Биргитта Фестиваль помимо необходимых хора «Новой оперы», Эстонского государственного симфонического оркестра и трех солистов пригласил еще и коллектив Театра танца Fine 5. Его танцоры – бывшие балетные солисты театра Эстонской Национальной оперы – в своем модерн-танце, сочетавшем примитивизм, акробатику, пантомиму и собственно модерн, разыграли захватывающий дух мистериальный сюжет о вечном круговороте жизни. Особенно мощно резонировал среди толстых стен монастырской церкви первый хор оратории O Fortuna, грозящий и сами эти стены привести в апокалиптическое движение. Но основной импульс исходил от оркестра под управлением Эри Класа, который, к слову, совмещает должности художественного руководителя фестиваля, художественного руководителя Таллинской филармонии и… главного дирижера московской «Новой оперы». Впечатление усиливал высокотехнологичный свет, которого организаторы не пожалели для фестивальных действ. Техническому оснащению огромной церкви, удобным амфитеатром превращенной в зал на тысячу двести мест (каждый раз заполнявшийся до отказа), мог позавидовать любой концертный или оперный зал.
Таллин
|