2006-09-06 13:52:58 Без артиллерийских залпов в честь гостя обойтись, естественно, не смогли. Орали автомобильные сигнализации, метались перепуганные птицы - под такой аккомпанемент встречал Путина президент ЮАР Табо Мбеки. Что логично - в следующий раз до Кейптауна глава российского государства доберется явно не скоро. Видимо, поэтому Мбеки настойчиво предлагал ему "остаться на несколько дней" и сетовал на погоду: "Если бы она была еще хуже, ваш самолет не смог бы взлететь".
Экзотика началась сразу же. Журналистов, например, мгновенно обрядили в ярко-желтые жилеты - наподобие тех, в каких ходят дорожные рабочие.
Без этого опознавательного знака, сразу внушающего чувство собственной неуместности в любой приличной обстановке, в здании парламента, где проходили переговоры Путина и Мбеки, - никак. Членам делегации повезло больше, но не всем. Южноафриканская сторона так и не смогла согласиться с тем, что совместную пресс-конференцию должен вести пресс-секретарь не только Мбеки, но и Путина.
Пресс-конференция, завершавшая переговоры, изобиловала подводными камнями. Прежде всего для переводчика: российская часть зала напряглась, когда ему предстояло произнести имя южноафриканского министра здравоохранения - госпожа Манто Тшабалала-Мсиманг. Министр оказалась примечательна не только из-за имени или же яркого, с этническими мотивами костюма. Глядя на нее, Путин вдруг громко произнес: "Да, у нас нигде без питерских не обходится". И пояснил: "Вот и она закончила ленинградский институт".
Мбеки, известный борец с апартеидом, тоже успевший поучиться в СССР в Академии общественных наук при ЦК КПСС, временами ностальгировал: "Многие южноафриканцы очень уважают Россию не в последнюю очередь потому, что она оказала нам поддержку в нелегкие времена". Южноафриканские журналисты держали тон: "Владимир Владимирович, а почему вы приехали в Южную Африку так поздно?" Путин, как мог, объяснял: "Визиты не должны превращаться в бизнес-туризм или политический туризм". И Мбеки слегка осаживал репортеров: "Нам надо встречаться не только для того, чтобы погружаться в сентиментальные воспоминания".
- Мы планируем крупные проекты и речь идет о миллиардных инвестициях в экономику Южно-Африканской Республики, - пояснил российский президент. - Я предпочитаю быть осторожным в оценках нашей работы. Факт в том, что это первый визит главы российского государства в Южно-Африканскую Республику. Можно сказать, что это необходимый визит, это рабочая поездка. У значительной части народа Южно-Африканской Республики очень добрые чувства к России в связи с нашей помощью в борьбе южно-африканского народа за свободу. Мы это знаем. Настало время оформить эти взаимные чувства в межгосударственные документы. Нужно наверстывать упущенное.
Тон и Кейптауну, и его политике задают бриллианты - они сверкают со всех витрин. По данным "Известий", сегодня должно быть подписано соглашение об основных направлениях сотрудничества между алмазным гигантом "АЛРОСА" и De Beers (предполагается совместная разработка месторождений на территории обеих стран). Аналитики полагают, что как раз сейчас у "АЛРОСА" появляется шанс начать игру на территории противника. Одна из причин - царящая сейчас в ЮАР сегрегация наоборот. Все местные компании живут с оглядкой на программу BEE (black ecomonic empowerment), по которой темнокожие граждане не только обязательно должны быть в числе топ-менеджеров, но и желательно входить в состав собственников. Говорят, благодаря ВЕЕ случаются фантастические взлеты карьеры - буквально с улицы в совет директоров. Даже De Beers должен передать 26% своих акций фирмам, принадлежащим представителям чернокожего населения. И, как полагают эксперты, "АЛРОСА" тоже может пойти по пути создания совместных с "коренными" предпринимателями предприятий, причем не только по добыче, но и по огранке алмазов.
Два океана и тюлений остров
В качестве факультативной программы, назначенной на сегодня, Путин выбрал посещение мыса Доброй Надежды. Два океана - Индийский и Атлантический - на самом деле сходятся вовсе не там, но туристов это не смущает. Президент также намерен сегодня заехать и на остров Роббен. Он знаменит, во-первых, своим названием (в переводе с голландского "тюлений"), а во-вторых, тем, что в тюрьме на этом острове 20 лет из 27 возможных отсидел Нельсон Мандела.
Российский бизнес в Южной Африке
Отсутствие активных политических контактов не помешало российскому бизнесу закрепиться в Южно-Африканской Республике. Главное, что до сих пор связывало Россию и ЮАР, - алмазы. Как известно, часть своей продукции российская алмазодобывающая компания "АЛРОСА" до сих пор вынуждена продавать мировому алмазному гиганту - южноафриканской корпорации De Beers.
Группа компаний "Ренова" работает в ЮАР с 2004 года. На данный момент основные усилия, как сообщают в компании, направлены на реализацию совместного с южноафриканскими партнерами проекта по добыче марганцевой руды в пустыне Калахари. По оценкам экспертов, это месторождение является одним из крупнейших в мире. В рамках проекта планируется строительство рудников для добычи руды, а также двух перерабатывающих фабрик. Общий объем инвестиций в проект оценивается по меньшей мере в $300 млн.
До последнего времени своим бизнесом в ЮАР владел и "Норильский никель". Так, в апреле 2004 года компания купила 20% акций южноафриканской Gold Fields и намеревалась свою долю увеличить. Но проблемы с другими собственниками заставили "Норникель" продать акции.
|