"Пять лет спустя после 9/11 большинство американцев чувствуют себя еще больше уязвимыми" |
| 2006-09-11 14:13:04 11 сентября Америка почтила память людей, погибших в день нападения на нее террористов "Аль-Каиды" 5 лет назад. Президент Джордж Буш и Первая леди страны Лора Буш посетили все три места-в Нью-Йорке, штате Пенсильвания и Вашингтоне, где упали угнанные террористами самолеты. Но в эту скорбную годовщину нация оказалась не единой как это было 5 лет назад, а расколотой. В то время, как Джордж Буш и его республиканская партия убеждают сограждан, что Америка стала за последние годы значительно более защищенной от атак террористов, демократы утверждают, что стратегия Белого дома ошибочна. О результатах "пятилетки антитеррора" "Известиям" рассказывает видный эксперт по терроризму и его влиянию на духовное состояние нации, профессор престижного колледжа имени Густава Адольфуса, советник ФБР и корпорации "Рэнд" Кэрен Ларсон. С ней беседует в Вашингтоне Евгений Бай:
Вопрос: Президент Буш говорит, что Америка стала более защищенной, но одновременно признает, что война в Ираке породила "душевное напряжение" нации. Вы считаете, что большинство американцев чувствуют себя сейчас в большей безопасности, чем пять лет назад?
Ответ: Буш, формально, может быть прав, говоря, что Америка стала более защищенной. Но беда в том, что подавляющее большинство ее жителей не чувствуют этого. Нация не пришла в себя после теракта 11 сентября еще и потому, что ее в минувшие пять лет сотрясли чудовищные скандалы. У нас было дело о коррупции в компании "Энрон", разоблачения пыток в багдадской тюрьме "Абу-Грэйб". К этому добавьте нарастающий стресс от войны в Ираке, и, конечно "Катрину", которая выявила нерасторопность и некомпетентность властей. По опросам общественного мнения 40 процентов американцев говорят, что они так же не защищены, как и прежде, 40 других – что их безопасность ухудшилась и лишь 20 процентов считают, что им стало жить спокойнее. Так что нация, как видите, не согласна с утверждением своего президента.
В: А что является предметом беспокойства? Чего американцы боятся больше всего-терактов в воздухе, взрыва "грязной" бомбы с радиоактивными элементами в крупнейших городах, взрывов на АЭС?
О: Американцы понимают, что большинство принятых правительством мер по предотвращению терактов не являются эффективными. Эти меры прежде всего направлены на изменение технологии безопасности, но не ставят целью изменить поведение людей. Созданное после теракта 11 сентября министерство внутренней безопасности должно было стать примером сотрудничества между различными федеральными ведомствами. Но на самом деле оно оказалось огромным бюрократическим наростом, которое лишь дискредитирует правительственные усилия по борьбе и с терроризмом и со стихийными бедствиями. И это ясно показал прошлогодний ураган "Катрина". Мы стали свидетелями беспримерного провала всей политики Белого дома. Вот чего больше всего боятся американцы-некомпетентности, беспомощности властей.
В: Вы написали книгу "Культура и террор". Считаете ли вы, что культура Америки изменилась после 9/11? Если да, то каковы эти изменения?
О: Большинство из них невидимы глазу. Пресса о них не пишет. Телевидение и газеты освещают лишь акты насилия. Я убеждена, что психология рядового человека изменилась. Повторяю-американцы начали терять веру в том, что власть в состоянии решить стоящие перед страной проблемы. И это может наглядно проявиться во время предстоящих в ноябре выборов в конгресс.
В: После 11 сентября многие американские СМИ писали о посттравматическом синдроме жителей США. Преодолен ли он пять лет спустя?
О: Синдром страха остается. Но я наблюдаю другое, абсолютно необычное явление. Сейчас многие люди испытывают некую ностальгию по тем временам. Я имею в виду времена, последовавшие после 9/11, когда нация проявляла чудеса сострадания, сотрудничества, когда люди были едины, когда мы помогали друг другу. 5 лет спустя этих настроений уже нет. Америка оказалась в некоем коконе и никак не может из него выбраться. А этот кокон ежедневно отравляют войной, которую ведут политики друг против друга. Я сейчас явственно чувствую желание людей вернуть то ощущение сотрудничества, которое у них было пять лет назад. И оно никак не ассоциируется с правительством, которое порождает лишь страх и гнев. Люди сыты по горло войной в Ираке, но не только ей, а тем, что одна часть Америки воюет против другой...
В: Но есть и другая часть проблемы-многие американцы убеждены, что антитеррористические меры правительства ущемляют их свободу.
О: Именно так. Вместо того, чтобы превратить людей в сообщников в борьбе с террором, власти делают из них потенциальных подозреваемых. Никто никогда не предложил создать некую "горячую линию" для того, люди высказывались о том, как можно предотвратить новые теракты. Вместо этого американцы "получили" прослушивание своих телефонов, своей электронной почты, проверку книг, которые они берут в библиотеках и контроль над своими банковскими счетами.
В: В США отмечен рост преступности в больших городах, включая американскую столицу. Тот и дело приходят сообщения об очередных "снайперах", которые обстреливают машины на скоростных шоссе. Некоторые эксперты говорят, что эти явления также имеют отношение к тому, что Америка "находится в состоянии войны".
О: Многие криминалисты полагают, что взлет преступности связан с тем, что власти уделяют борьбе с нею меньше сил и средств, чем это было прежде. Многие из полицейских, которые следили за порядком переброшены на фронт борьбы с террористами. Но есть и другой фактор. 11 сентября стало сильнейшей травмой для нации. После этого теракта резко увеличилось количество самоубийств, разводов, число психических заболеваний. Кроме того, самой уязвимой группой населения для этого посттеррористического синдрома стала молодежь, а именно в ее среде и отмечено наибольшее число актов насилия-убийств, изнасилований и грабежей.
В: Президент Буш произнес в дни, предшествовавшие годовщине теракта несколько речей. Но, как считают политологи, все они были направлены на то, чтобы оправдать действия Белого дома в борьбе с терроризмом и не допустить поражения республиканцев на грядущих промежуточных выборах в конгресс. Не страдают ли американцы от того, что годовщина этой трагедии стала настолько политизированной?
О: Я думаю, что политизация 9/11 произошла уже достаточно давно. На президентских выборах 2004 года Буша переизбрали потому, что главным приоритетом большой группы населения была проблема безопасности. И эта озабоченность безопасностью страны сохраняется. Но это не значит, что теперь большинство будет автоматически голосовать за республиканцев. Уверенность американцев в том, что именно та партия, которая сейчас находится у власти сможет защитить их страну, тает на глазах.
В: 11 сентября президент Буш обратится с посланием к нации в телевизионный прайм-тайм. Вы полагаете, что у него будет большая аудитория?
О: Буш постоянно говорит, что стране следует сохранять свой курс-не уходить из Ирака, давить на Иран. Но все большее число американцев начинает сомневаться в правильности этого курса. Люди спрашивают себя: а нет ли другого пути? Поэтому я допускаю, что миллионы телезрителей могут спокойно переключить канал и вместо речи президента посмотреть футбольный поединок между вашингтонскими командами "Редскин" и "Викингами" из Миннесоты. "Футбол" же, который предлагает Америке президент удручающе однообразен.
|