Министр иностранных дел Кипра Г.Лилликас: "Мы убеждаем Европу, что визы для Россиян надо отменять" |
| 2006-09-13 12:44:58 Российские политики заранее начали готовиться к саммиту Россия—ЕС в Хельсинки, хотя до него осталось два месяца. На встречах с европейцами один из самых острых вопросов - облегчение визового режима для россиян. Когда наши граждане перестанут выстаивать многочасовые очереди в посольствах и смогут ездить в Европу без виз? "Через несколько лет", - заверил "Известия" министр иностранных дел Кипра Георгиос Лилликас. И добавил, что его страна пытается убедить остальных членов "клуба 25", что визы для россиян надо отменить. В Никосии с Георгиосом Лилликасом встретилась Елена Шестернина.
вопрос: Когда российские граждане смогут ездить в Европу без виз? Предпринимает ли Кипр какие-либо усилия, чтобы это произошло?
ответ: Думаю, Кипр — самая дружественная для России страна среди всех членов ЕС. Ежегодно на Кипр приезжает около 100 тысяч российских туристов. Мы не боимся отмены виз с Россией. Никакой угрозы для Евросоюза в этом нет. Мы делимся с партнерами по ЕС собственным опытом: в течение восьми лет, с 1995-го по 2003-й, между Кипром и Россией существовал безвизовый режим, никаких серьезных проблем за это время не возникало. Мы не устаем повторять: "Пусть россияне свободно ездят в Европу". Кипр в таком подходе далеко не одинок. Лишь у некоторых членов ЕС иная позиция. Надеюсь, в ближайшие несколько лет визы будут отменены. Пока же мы максимально упростили визовый режим, кипрскую визу можно получить меньше чем за 24 часа.
в: В октябре в Брюсселе будут рассматривать доклад Еврокомиссии о выполнении Турцией требований для вступления в ЕС. Насколько велики шансы огромной мусульманской страны стать членом альянса?
о: У Кипра есть все законные основания, чтобы выступать против присоединения Турции к ЕС. И главные из них — продолжающаяся оккупация Турцией северной части Кипра, отказ признавать Республику Кипр. Несмотря на это, мы поддержали начало переговоров с Турцией в октябре прошлого года. Но Анкара должна выполнить ряд обязательств перед ЕС, в том числе наладить отношения с Кипром, открыть свои порты и аэропорты для наших судов и самолетов. Станет ли Турция членом ЕС, зависит от нее самой. Если Анкара будет продолжать ту политику, которую она ведет сегодня, ее ждут большие проблемы.
в: Значит ли это, что Кипр может заблокировать вступление Турции?
о: У каждого члена ЕС есть такое право.
в: Есть ли возможность урегулировать кипрскую проблему в обозримом будущем? Каким образом можно объединить остров?
о: Лучшим выходом было бы дать возможность грекам-киприотам и туркам-киприотам найти совместное решение. Но это невозможно: Турция до сих пор держит свою армию на нашей территории. И турки-киприоты, к сожалению, находятся под давлением Анкары.
в: Но ведь ООН еще два года назад выдвинула свой план решения кипрской проблемы. Однако большинство греков-киприотов отвергли предложения генерального секретаря Кофи Аннана по объединению острова (большинство турок-киприотов проголосовали "за"). Почему вы не воспользовались этим шансом?
о: Лично я два года назад на референдуме голосовал против плана Аннана. Ведь он вел не к объединению острова, а, напротив, к закреплению раздела страны. План позволял Турции сохранять военное присутствие на Кипре. Он попирал важнейшие демократические принципы. К тому же у Турции оставалось право отправлять на остров своих граждан. Как итог: греки-киприоты могли стать меньшинством в собственной стране, это фактически означало легальную колонизацию острова. Этот план мог стать источником нового конфликта.
в: Кипр собирается отправить своих офицеров в Ливан для участия в миротворческом контингенте. По вашему опыту (миротворцы находятся на территории Кипра более 30 лет), насколько эффективны могут быть "голубые каски"?
о: Важно, под каким именно мандатом будут введены миротворцы в Ливан. Кипр был категорически против того, чтобы перед ними ставилась задача разоружить "Хезболлах". Роль "голубых касок" не в этом. Их задача — контролировать соблюдение соглашений о прекращении огня. В противном случае миротворцы могут стать еще одной стороной, участвующей в конфликте. Исходя из нашего опыта, мы считаем: миротворцы должны находиться на границе между конфликтующими сторонами, а не внутри страны — ведь присутствием иностранных военных может быть недовольно население (на Кипре было именно так).
|