Россия все-таки достроит АЭС в Бушере |
| 2006-09-27 21:48:46 В Москве завершились переговоры вице-президента Ирана, главы Иранской организации по атомной энергии Голяма Резы Агазаде с руководителем Росатома Сергеем Кириенко. Достигнутые договоренности были подтверждены секретарем Совета безопасности РФ Игорем Ивановым. Между тем, поначалу казалось, что переговоры закончатся у разбитого корыта.
На только что закончившейся Генеральной ассамблее МАГАТЭ в Вене Агазаде отказывался отвечать на вопросы российских журналистов и бросал коротко: "Через неделю в Москве". Создавалось впечатление, что вице-президент Ирана готовит сюрприз. Так и оказалось: в Москве Агазаде заявил: если Россия не поторопится с вводом АЭС в Бушере, то Иран сам достроит АЭС. Станция готова на 95%, но последние наладочные операции технологически самые тонкие, требуют высокой квалификации. Ускорить пуск своими силами невозможно — только замедлить. Кстати, атомную станцию в Бушере до исламской революции строила Германия, и наши специалисты признают, что переделывать проект много сложнее, чем строить с нуля свой.
Невысказанная причина шантажа мирным атомом вовсе не в том, что Ирану нет житья без АЭС, а в том, что надо как можно скорее заполучить ядерное топливо из России, которое уже готово и лежит на заводе в Новосибирске. Если Совет Безопасности ООН все же наложит на Иран санкции, топливо может застрять в России. Хотя на Генассамблее МАГАТЭ про Бушер не было сказано ни слова, претензий к России по этому проекту нет, атомная станция может попасть в общий пакет санкций. По технологическому графику топливо завозится за полгода до физического пуска АЭС. Иран говорит: "атомная станция" — подразумевает: "ядерное топливо".
Все-таки Россия настояла на своих сроках, доказав, что жертвовать качеством непозволительно. Физический пуск АЭС в Бушере назначен на сентябрь 2007 года, энергетический пуск — ноябрь 2007 года. Загрузка реактора ВВЭР, который установлен на большинстве российских АЭС, — 163 топливные сборки весом 80 тонн.
Стоимость контракта с Ираном — $1млрд. Соглашение было заключено в 1995 году, в самую тяжелую для российских атомщиков пору. Сейчас контракт был бы оценен выше, но выполнить его для России важно, потому что "Атомстройэкспорт" собирается участвовать в новых тендерах в Китае, Индии, а также в самом Иране, который использует эту возможность как морковку для ускорения работ.
Впрочем, нельзя исключить, что, изучив российской опыт, обладающий богатыми средствами Иран попробует построить АЭС своими руками. Пока за пределами "ядерного клуба" это удалось лишь Бразилии. О планах строительства собственных АЭС заявили также Пакистан, Египет и Нигерия. Но обогащение урана покорилось только Бразилии.
|