2006-10-03 15:33:38 "Шпионский кризис" между Россией и Грузией набирает обороты. Тбилисские власти объявили, что задержанным российским офицерам могут быть предъявлены новые обвинения - на сей раз в "диверсионной и террористической деятельности". Тем временем практически завершилась продолжавшаяся все выходные эвакуация из Тбилиси российских дипломатов и членов их семей. В грузинской столице с тревогой говорят: обычно такое "повальное бегство" происходит накануне войны. А Владимир Путин назвал действия грузинского руководства "актом государственного терроризма с захватом заложников".
Российские офицеры по-прежнему находятся в следственном изоляторе. Впрочем, не исключено, что Тбилиси все же не решится доводить скандал до "точки кипения". Главный "ястреб" в грузинском руководстве, министр обороны Ираклий Окруашвили, заявил: "Четверо российских офицеров могут быть в будущем переданы Москве".
В пятницу тбилисский городской суд дал санкцию на предварительное заключение полковника Александра Савы, подполковников Дмитрия Казанцева и Александра Завгороднего, майора Александра Баранцева и семерых граждан Грузии. Контрактники Амир Асланян и Руслан Скрыльников освобождены. Следствие заявило, что "претензий к ним не имеет". Еще трое объявленных в розыск офицеров - подполковники Алексей Терехов и Сергей Окроков, а также майор Константин Пичугин - приговорены заочно.
Российские офицеры виновными себя не признают. Зато показания дали пятеро граждан Грузии. Видеозаписи признаний распространила пресс-служба МВД. Ее сотрудники оказались единственными, кому разрешили находиться в зале суда. Публику и журналистов выдворили. При этом один из грузинских адвокатов, нанятых российским посольством, на процесс допущен не был. Защитники намерены обжаловать решение городского суда в Апелляционном суде.
Однако все это - "технические детали". Грузинские судьи успели поднатореть в выполнении заказов власти. Апелляция вряд ли будет удовлетворена. МВД ежедневно выпускает в эфир популярных телекомпаний видеоролики с новыми обвинениями в адрес арестованных офицеров.
Глава МВД Вано Мерабишвили, выступая в прямом телеэфире, заявил, что больше всего его волнуют "крупномасштабные учения Черноморского флота России в опасной близости от грузинского побережья, а также переброска частей 58-й армии к границам Грузии". Министр заметил и "определенные движения на расположенной в районе Ахалкалаки российской военной базе".
Но тут же поспешил успокоить соотечественников: "Россия еще никогда не была такой незащищенной и беспомощной, как сегодня. Она растерянна и предпринимает неадекватные шаги. Я понимаю, она оказалась в очень непривычной для себя ситуации. Весь мир увидел, что Россия - обыкновенная беспомощная страна и миф о всемогуществе ее спецслужб - всего лишь миф. Особенно болезненно для нее, что такой удар ей нанесла Грузия"...
Михаил Саакашвили провел "телефонные консультации" с госсекретарем США Кондолизой Райс, а также с президентами Украины, Литвы и Польши. Как считают эксперты в Тбилиси, Райс посоветовала Саакашвили смягчить позицию. И именно после этого Ираклий Окруашвили намекнул на возможность выдачи Москве задержанных офицеров.
Правда, на следующий день министр обороны вновь вспомнил о том, что он "ястреб", а не "голубь". Он повторил свое обещание встретить 2007 год в Цхинвали. А затем, комментируя заявление командующего Северо-Кавказским военным округом Александра Баранова о приостановке вывода российских баз из Грузии, пригрозил: "В конце 2007 года в Батуми не будет ни одной единицы российской военной техники. В конце 2008 года эта база будет полностью закрыта. Этот процесс никто не остановит".
Одновременно появились сообщения о концентрации грузинских войск на границе с Абхазией. Сухумские власти заявляют, что Тбилиси стягивает в этот район до пяти тысяч солдат и офицеров.
Владимир Путин: "Россию стараются побольнее ущипнуть"
В воскресенье на совещании в "Ново-Огарево" с постоянными членами Совета безопасности президент России Владимир Путин прокомментировал действия грузинских властей. "Конечно, мы должны будем сегодня поговорить о том, как складываются наши отношения с Грузией, - сказал он. - Несмотря на то что Россия последовательно выполняет все договоренности по выводу наших воинских подразделений, несмотря на все это, как известно, в Грузии схвачены и брошены в тюрьмы наши военнослужащие. Это такой признак правопреемства политики Лаврентия Павловича Берии как внутри страны, так и на международной арене. Ну, видимо, такая позиция. Россию стараются побольнее ущипнуть, спровоцировать. Это должно быть для всех очевидно. И, по всей видимости, те, кто это делает, полагают, что антироссийская направленность внешней политики отвечает интересам грузинского народа. Не думаю, что это так. Эти люди думают, что, находясь под крышей своих иностранных спонсоров, они могут чувствовать себя комфортно и в безопасности. Так ли это на самом деле? Есть, видимо, силы, которые просто специализируются на создании все новых и новых кризисов, полагая, что это будет отвлекать внимание от старых проблем".
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Вооруженные силы Грузии
По официальным данным, численность грузинской армии - 21 500 человек. Из них 3 800 - офицеры, 11 000 - сержанты и капралы, 6 000 - рекруты, 700 - гражданские лица.
Структура вооруженных сил: четыре пехотные бригады, артиллерийская бригада, бригада армейского спецназа, отдельный легкий пехотный батальон, отдельный бронетанковый батальон, отдельный зенитный дивизион, батальон связи, отдельный батальон технической разведки.
На вооружении грузинской армии - 80 танков Т-72 и Т-55, 80 БМП, 110 БТР, 100 артиллерийских орудий, 18 установок залпового огня "Град", семь штурмовиков Су-25, 10 учебных самолетов Л-29, 15 вертолетов, в том числе три ударных Ми-24 и шесть многоцелевых вертолетов "Ирокез".
Вооруженные силы Южной Осетии
На вооружении — несколько десятков танков (в том числе и Т-72 и Т-55), 80 БМП-1 и БМП-2, 90 БТР-70 и БТР-80, несколько БРДМ-2 и БМД-1, три вертолета Ми-8, 23 установки залпового огня "Град", зенитные пушки КС-19, 42 самоходные артиллерийские установки, 30 гаубиц Д-30, 40 минометов.
Средства ПВО: комплексы ЗРК "Стрела-10", ЗСУ "Шилка", 200 ПЗРК "Игла". Различные виды стрелкового оружия, противотанковые управляемые ракеты и гранатометы.
Вооруженные силы Абхазии
По мнению экспертов, сухопутные войска насчитывают 5 тысяч человек. Власти утверждают: в случае боевых действий личный состав будет доведен до 12 тысяч. Руководство Абхазии тратит на военные расходы 25% бюджета.
На вооружении - 50 танков Т-72 и Т-55, 80 БТР и БМП, 80 артустановок, пятьдесят 120-мм и 80-мм минометов. Во время войны у грузинской стороны было захвачено 5 установок залпового огня "Град". Войска ПВО вооружены зенитными орудиями ЗУ-23-4 и ЗУ-57.
Военно-морские силы Абхазии - это захваченные во время войны катера "Радуга-5" и "Радуга-08", прогулочные теплоходы "Комсомолец Абхазии" и "Сухум", переделанные под десантные плавсредства, а также морская самоходная баржа. По данным, опубликованным на Западе, в составе ВВС Абхазии числились один МиГ-21, два Су-25, два Л-39 "Альбатрос", два Як-52, два Ми-8 и несколько Ан-2.
Рычаги давления на Грузию - газ и гастарбайтеры
После ввода в марте этого года запрета на импорт винодельческой продукции и минеральных вод из Грузии в Россию Тбилиси недосчитался в государственном бюджете 80 миллионов долларов. Еще одно уязвимое место - ТЭК. Страна практически полностью зависит от импорта российского газа - 1,8 млрд кубометров в год. Сейчас он поставляется по 110 долларов за тысячу кубометров. Если Москва решит повысить цену или прекратить поставки, Грузии придется в срочном порядке искать альтернативные источники. "Газпром" неоднократно объявлял о намерении довести цену экспортных поставок странам СНГ до мировой. Грузинские же гидроэлектростанции в достаточном объеме вырабатывают электричество только весной - когда в горных реках достаточно воды.
И все же главный рычаг влияния - это грузинские гастарбайтеры. По оценкам Федеральной миграционной службы, в прошлом году в Россию из Грузии въехало более 320 000 человек, причем только 1% - легально. А сумма денежных переводов, которые грузины, живущие в России, пересылают на родину, доходит до 20% ВВП этой страны.
"Последствия ухудшения отношений с Россией будут для экономики Грузии весьма заметными. В этом нет ни малейших сомнений, - говорит "Известиям" председатель комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев. - Я надеюсь, что до этого не дойдет. Народ Грузии свое руководство в какой-то момент образумит и остановит".
США защитили не нас
Американцы не дали Совету Безопасности ООН осудить Тбилиси
России не удалось заручиться поддержкой международного сообщества в своей оценке "шпионской войны" с Грузией. Совет Безопасности ООН, куда обратилась Москва, так и не принял заявление по ситуации в Грузии. Заблокировали российский вариант документа, в котором действия Тбилиси были названы "провокацией", Вашингтон и Лондон.
Российские дипломаты надеялись, что заявление председателя Совета Безопасности будет принято еще в пятницу вечером. Однако в последний момент их американские коллеги внесли в документ целый ряд поправок, которые в Москве сочли "неприемлемыми". Все было прогнозируемо: Вашингтон не раз блокировал аналогичные документы, осуждающие действия другого своего союзника - Израиля. Теперь подошла очередь спасать от гнева Объединенных Наций еще одного "младшего брата" - Грузию.
"Поправки, предложенные американской стороной, меняют природу заявления. Это делает его принятие невозможным", - прокомментировала происходящее в Нью-Йорке пресс-секретарь российской миссии при ООН Мария Захарова. К тому же американцы сообщили, что "пока не получили конкретных инструкций из Белого дома". И запросили время на "дополнительные консультации".
Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения российского постпреда при ООН Виталия Чуркина. "Столица миссии США находится не дальше, чем столица любого другого государства, представленного в Совбезе. США могли бы проявить больше оперативности", - возмутился он.
Что же не понравилось американцам и британцам в российском варианте заявления? Во-первых, в нем выражается озабоченность положением дел в зоне грузино-абхазского конфликта. Во-вторых, содержится призыв к выводу грузинских войск из Кодорского ущелья, которое на прошлой неделе Михаил Саакашвили переименовал в "Верхнюю Абхазию". В-третьих, - требование к Тбилиси вернуться к выполнению плана мирного урегулирования. И наконец - призыв "воздержаться от дестабилизационных и провокационных действий".
Какие именно поправки внес Вашингтон - не сообщается. Однако их суть легко предположить. "Эти поправки не украшают США. С учетом кризисного характера обстановки нужны быстрые и адекватные шаги международного сообщества. Хотелось бы, чтобы и США это понимали", - заявил глава международного комитета Госдумы Константин Косачев.
Особого понимания со стороны Вашингтона не видно. Пока Москва всеми силами борется за то, чтобы решить проблему дипломатическим путем, американский сенат обсуждает вступление Грузии в НАТО. Законопроект, внесенный лидером республиканского большинства Биллом Фристом, уже поддержали его однопартийцы Ричард Лугар и Джон Маккейн, которых Михаил Саакашвили в помпой принимал в августе, демонстрируя "завоевания грузинской демократии".
Помимо Грузии, законопроект касается еще трех стран, которых "народные избранники" хотели бы видеть членами альянса, - Албании, Хорватии и Македонии. Однако из 19,8 миллиона долларов, которые, согласно законопроекту, пойдут на "оказание содействия в области безопасности" этим кандидатам, больше половины - 10 миллионов - предназначаются Тбилиси.
Чего добивается режим Саакашвили
Как реагировать российским властям на вызов, который бросил им Михаил Саакашвили?
Может показаться, что теперь у Москвы развязаны руки. Тбилиси первым начал "военные действия". А как еще расценить демонстративный арест российских офицеров и абсурдные обвинения (организация терактов, например), которые против них выдвигают?
Режим Саакашвили повел себя столь враждебно, что последние иллюзии, если у кого-то они еще и оставались, теперь окончательно развеяны. С этой тбилисской властью мы едва ли сумеем когда-нибудь установить не то что дружеские, а даже просто уважительные, корректные отношения. Мы обречены на конфронтацию. А значит, в борьбе с таким противником можно отбросить сантименты и использовать самые жесткие средства. Лишь бы они были "адекватными" (именно этот термин употребил на прошлой неделе министр обороны Сергей Иванов).
Самый болезненный удар, который мы можем нанести режиму Саакашвили, - объявить о признании независимости Абхазии и Южной Осетии (вариант: присоединить их к России). Если именно это - конечная цель нашей политики на грузинском направлении, то действовать надо незамедлительно. Кто знает, когда еще представится столь удачный повод?
Во-первых, как уже было сказано, первый удар нанес Саакашвили. Общественное мнение внутри России возмущено, люди требуют от властей решительных шагов.
Во-вторых, через месяц в Южной Осетии пройдет референдум о самоопределении. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать: подавляющее большинство жителей непризнанной республики выскажутся за присоединение к России. Чем не повод "пойти навстречу чаяниям осетинского народа"?
В-третьих, не сегодня-завтра Запад признает независимость Косово. И тем самым откроет "ящик Пандоры". Еще ни разу со времен распада двух социалистических федераций (СССР и Югославии) независимость не обретали бывшие автономии. Только союзные республики. Косово станет прецедентом. И по проторенному косоварами пути вполне могут двинуться абхазы и южные осетины.
В-четвертых, Соединенные Штаты глубоко увязли в Ираке и Афганистане. А тут еще и иранский кризис на подходе. И Ближний Восток по-прежнему пылает. И Ким Чен Ир грозит своими ядерными ракетами. Явно не до России сейчас американцам. И уж тем более не до Грузии. Не станет Запад вступать в военную конфронтацию с Москвой ради Саакашвили, ради того, чтобы отдать ему Сухуми и Цхинвали.
В-пятых, экономическое положение России - как никогда прочное. Десятки миллиардов нефтедолларов, гигантские золотовалютные резервы, Стабфонд, зависимость Европы от нашего газа. Козырей - много. Санкции Запада, даже если они последуют, не нанесут нам невосполнимого ущерба. Потерпим, но выживем.
И здесь настал момент поинтересоваться ценой вопроса. Во имя чего терпеть? Ради чего идти на конфликт с Америкой и Западной Европой? Только для того, чтобы присоединить к себе две территории, где живут триста тысяч человек? То есть сопоставима с населением двух подмосковных Мытищ.
Конечно, математический подход здесь едва ли применим. Важен прецедент, символ. До сих пор, как считают многие в России, мы только и делали, что раздавали свои земли. Все территориальные переделы последнего времени происходили в ущерб нам. А здесь - все наоборот. Тенденция сломана. Империя начинает возрождаться. Россия не бросает своих союзников, а в кои-то веки защищает их, берет под свое крыло.
Сторонники такого подхода - назовем его имперски-идеалистическим - любят ссылаться на опыт Турции, которая в 1974 году не побоялась ввести войска на север Кипра, чтобы защитить живущих там соплеменников. Анкара единственная в мире признает республику турок-киприотов. И из-за нее готова идти на конфликт даже с Евросоюзом, в который мечтает вступить.
Пойдет ли Россия по турецкому пути? И если да, то чем ей это грозит? Прежде чем принимать решение, необходимо взвесить все "за" и "против" - на трезвую, холодную голову.
Ведь если Россию объявят агрессором, покусившимся на территориальную целостность соседнего государства, неприятностей может быть не меньше, чем приобретений. Печальный опыт Сербии начала девяностых - у всех в памяти.
Конечно, бомбить ядерную державу авиация НАТО едва ли решится. Но ужесточить визовый режим Запад вполне может. И из "восьмерки" исключить. И от Олимпиад и других спортивных соревнований отстранить. И не сможет тогда Сочи претендовать на Игры-2014, а болельщики футбольных ЦСКА и "Спартака" не увидят свои команды в Лиге чемпионов.
Это, естественно, крайний вариант. Может быть, Запад ограничится менее болезненными мерами, символическим осуждением. Но даже в этом случае на Россию впредь будут смотреть уже другими глазами. Не как на партнера и союзника, а как на возмутителя международного спокойствия - хотя в глубине души будут понимать, что возмутители - вовсе не мы.
И не этого ли как раз добивается Михаил Саакашвили?
|