Владимир Квинт: "Укрепление отношений России с соотечественниками за рубежом - это инвестиционный проект" |
| 2006-10-23 15:56:43 24 октября в Таврическом Дворце Санкт-Петербурга открывается Всемирный конгресс соотечественников. В нем примут участие делегаты из 80 государств мира, которые будут представлять 32 миллионную российскую диаспору за рубежом. Делегацию из США возглавляет известный экономист, член Российской Академии Наук, профессор Американского университета в Вашингтоне Владимир Квинт. В сентябре президент В. Путин подписал указ о награждении В. Квинта орденом Дружбы за укрепление связей между США и Россией. Накануне Санкт-Петербургского форума с профессором Квинтом встретился корреспондент "Известий" в США Евгений Бай.
Вопрос: По данным российского МИДа в дальнем зарубежье проживает около 10 миллион россиян. Одна из самых крупных диаспор-в США. А насколько велика "американская" делегация и кого представляют эти люди?
Ответ: 12 человек - такую квоту нам дали. Мы хотели больше, ведь в Америке живет свыше 3 миллионов выходцев из России. Но пришлось смириться. Другие страны получили намного меньше. Болгарию, например будут представлять всего два человека.
В: Всем известно, что в Америке наибольшее число выходцев из России обосновалось в нью-йоркском Бруклине. Они и будут представлять США на конгрессе?
О: В нашу делегацию входят люди из самых разных штатов-Аляски, Техаса, Флориды, Мэриленда. Конечно, представлен и известный Брайтон-бич в Бруклине. Среди нас есть бизнесмен, журналист, директор школы русского языка, доктор искусствоведения, общественный деятель. В других странах решать, кто поедет в Санкт-Петербург было доверено российским посольствам. А мы в апреле провели Всеамериканский форум российских соотечественников и сами избрали членов делегации. Посольство РФ, кстати предоставило нам для этого форума зал, но в нашу работу не вмешивалось и своей воли не навязывало.
В: Первый конгресс российских соотечественников состоялся пять лет назад в Москве. На нем была провозглашена амбициозная программа развития связей с диаспорой. Что было сделано за эти годы?
О: Российское руководство весьма громко декларировало свое внимание к соотечественникам, но их потенциал использовало мало. В отличие от таких стран, как Ирландия, Тайвань или Китай мы не создали своего "экономического чуда" на основе привлечения интеллектуальных и финансовых возможностей диаспоры.
Украинские власти на фешенебельной Пятой авеню в Нью-Йорке создали "Дом Украины" и каждый высокий киевский гость, который прибывает в "столицу мира", идет туда. А у нас в США даже школы русского языка существуют за счет частных предпринимателей.
В: А как вы предлагаете российским властям использовать диаспору? Москва, например объявила, что с 1 января 2007 года начнет действовать государственная программа по добровольному возвращению соотечественников в Российскую Федерацию.
О: Она касается прежде всего ближнего зарубежья. Но я не думаю, что следует ориентироваться на добровольное возвращение людей из дальнего зарубежья. Нам нужно добиваться не физического возвращения соотечественникам из таких стран как США, а развития сотрудничества межу Россией и ее диаспорой. Самой главной, наиболее приоритетной задачей является сохранение русского языка за рубежом. Особое внимание надо уделять сохранению российской культуры в семьях иммигрантов. Но, конечно очень важна и экономическая кооперация. Многие живущие в Америке бизнесмены с российскими корнями уже "сделали" в России миллионы долларов. Но сама Россия финансовый и интеллектуальный потенциал иммигрантов не использует. А ведь среди нас есть лауреаты Нобелевской премии, крупнейшие финансисты и экономисты. В США по самым скромным подсчетам около 100 тысяч выходцев из России "обременены" различными научными званиями и степенями, полученными как в России, так и в ведущих университетах мира. Почему бы не создать зарубежное отделение Российской Академии Наук, в котором могли бы сотрудничать члены РАН, живущие за рубежом-академики Р. Сагдеев, А.Абрикосов и иностранные ученые. Но, к сожалению, до сих пор РАН не приняла участия ни в одном из конгрессов, проведенном в Москве Международным советом российских соотечественников.
В: Вы были консультантом по вопросам экономического развития самых различных президентов, премьер министров и даже монархов-Италии, Болгарии, Албании, Тайваня, Турции и других стран. Российские власти вас приглашали работать в Москву?
О: Только один раз. Это произошло тогда, когда наш соотечественник, прибывший из США стал руководителем федерального ведомства. Я имею в виду великого спортсмена Вячеслава Фетисова. Возглавив Росспорт, он предложил мне стать председателем экспертного экономического совета. И после того, как Фетисов занял этот пост средства Росспорта, которые тратятся непосредственно на спортсменов увеличились в 54 раза. А ведь до этого у ведомства были лишь деньги для ремонта ступенек в здании. Но это был совершенно уникальный случай. А ведь в США проживают много ученых, которые могли стать первоклассными консультантами различных федеральных ведомств. И им по силам решить такие стратегические задачи, как удвоение ВВП. Другие-то страны успешно справляются с задачей привлечения диаспоры.
В: Расскажите, пожалуйста о них.
О: Например, Ирландия. Власти этой страны всеми путями стали привлекать диаспору к сотрудничеству. Довольно быстро удалось изменить баланс оттока и притока людей-сейчас в Ирландию больше возвращаются людей, чем уезжает. Но главное даже не в этом-живущие за рубежом ирландцы стали активно вкладывать деньги в экономику страны, приносить свою живую творческую мысль. Так в свое время поступил и Чай Кай-Ши, жена которого была американкой китайского происхождения. С ее помощью на Тайвань поехали из США китайцы и за короткий срок сделали из этого запущенного каменного острова государство 21 века.
В: И что же такого они там сотворили?
О: Приблизительно в 70 километрах от Тайбея тайваньские власти, вложив 2.1 миллиарда долларов построили огромный Start-Up комплекс. Туда на конкурсной основе стали принимать иностранных ученых в возрасте до 29 лет. Молодые люди у которых нет денег, но есть идеи работают там два года. Потом покидают центр, идут в бизнес и постепенно отдают израсходованные на них правительством страны средства. На Тайване создан уникальный техно-парк, своего рода инкубатор для ученых. Проект использования китайской диаспоры оказался необычайно рентабельным. Вот, что надо делать российским властям. Но, к сожалению между политической волей Путина, который заявил соотечественникам: "Вы все для меня - россияне" и зарубежной диаспорой стоит огромная бюрократическая стена.
В: Собираетесь ли вы обсуждать в Санкт-Петербурге проблему амнистии капитала?
О: Конечно, ибо этот вопрос тесно связан с другими задачами укрепления связи с диаспорой. Но решать ее чисто бухгалтерским путем невозможно. Путин провозгласил идею амнистию капиталов. Но что увидело в ней российское министерство финансов? Там прежде всего начали подсчитывать, сколько они с вернувшегося капитала получат налогов. А как подошли к этому Италия, Турция и другие страны? В Италии налог на такого рода капиталы был всего в три процента, в Турции вообще не было никакого налога, главное условие заключалось в том, чтобы с помощью этого капитала создавались новые рабочие места. Смотрите, кто является главными инвесторами в Китае? Это прежде всего китайцы, живущие в Гонконге и Тайване. Далеко за ними идут капиталы из Америки. Крошечная Албания за несколько лет, используя диаспору решила задачу удвоения ВВП.
В: Конгресс соотечественников будет происходить в то время как в России происходит всплеск ксенофобии, рост националистических настроений. Они распространяются на всех иностранцев, не только на выходцев с Кавказа...
О: Эти настроения можно преодолеть лишь путем интеграции России в мировую экономику. Возьмите Бельгию. 30 процентов богатств страны принадлежит иностранцам. Но я там никогда не видел никаких проявлений ксенофобии. Иностранцы создают рабочие места, повышают уровень жизни населения, кто их будет считать там врагами?
В: Отношения между Россией и США заметно ухудшились в последний год. По силам ли российской диаспоре помочь изменить этот негативный тренд?
О: Конечно. Если выходцы из России будут вкладывать в экономику своей исторической родины, они могут стать той силой, тем локомотивом, который выведет отношения между двумя странами на другую высоту. Ведь большинство из русскоязычных иммигрантов являются американскими гражданами. Но от российских властей требуется сделать первоначальные инвестиции. Ведь как говорится, "когда запас бензина маловат, тогда вам не поможет аппарат". Укрепление отношений с диаспорой - это инвестиционный проект. С глубочайшей отдачей.
|