2006-10-27 20:27:30 Кто потерял Северную Корею? Очевидно, все. Россия и Китай – потому что переоценили свою возможность влиять на Пхеньян. США – оттого, что перестарались с угрозами и давлением, не рассчитав способность КНДР действовать независимо и от противников, и от партнеров. Южная Корея и Япония – поскольку провалились выбранные ими курсы лавирования между Москвой и Пекином, с одной стороны, и Вашингтоном – с другой.
В 2004 году между Китаем, Россией, Южной Кореей и фактически даже Японией сложился парадоксальный «союз в защиту Ким Чен Ира». Задачей было предотвратить военное нападение США на Северную Корею и одновременно найти способ изменить профиль атомной программы КНДР. Этот союз понес крупное дипломатическое поражение.
Дипломатия нынешнего десятилетия перестает напоминать то, что образованное сознание привыкло считать дипломатией в предшествовавшие 100–200 лет. Сильные державы в упоении могуществом развязывают войны по всему миру, всех и вся пугая, но одновременно сами притворяясь до смерти напуганными. Страны среднего ранга – Иран, Венесуэла, КНДР – и даже вовсе не великие (Грузия) – делают ставку на «стратегию эпатажа». Они словесно и политически провоцируют более сильные государства, стараются привлечь внимание к возможности реальных или мнимых войн с их участием. На деле все стремятся к одному – рассорить великие державы, поиграть на противоречиях.
Героями эпатажа силятся стать Уго Чавес, Махмуд Ахмединежад и Ким Чен Ир. Волнует их опыт и нашего грузинского соседа, который силится изобрести собственную версию все той же эпатажной политики. Карикатурное высокомерие каждого из них – не что иное, как пародия на высокомерное поведение больших и сильных стран. Мир словно вступил в «эпоху дипломатии всеобщей развязности». Кажется, только в конце 1930-х годов было заметно нечто подобное. Тогда можно было захватывать Эфиопию, отрывать куски от Чехословакии, создавать псевдогосударства на территории Китая, в очередной раз делить Польшу… Известно, чем все кончилось. Кто наглей – хватает первым. Муссолини не был самым сильным, а войну против Эфиопии выиграл. Вот и КНДР – страна не самая сильная, но по безнаказанности может сравниться только с Соединенными Штатами.
Что было бы хуже – сохранять (как до 1990-х годов) военно-политические гарантии Северной Корее со стороны Москвы и Пекина, добиваясь одновременно фактической передачи северокорейских ядерных объектов под российско-китайский-северокорейский контроль, или (как было сделано в жизни) резко свернуть военное сотрудничество с КНДР и выпустить из вида всю северокорейскую военную политику? А может быть, предоставить военные гарантии Северной Корее снова?
Похоже, что в запале начатой в 2001 году «Великой и Нескончаемой Борьбы с Терроризмом» способность сильных стран извлекать уроки из прошлого сильно ослабла. Время отрезветь и поразмыслить. Соединенным Штатам имеет смысл вернуться к логике уважительного сотрудничества с партнерами: не уведомлять их об уже принятых решениях, а советоваться с ними и учитывать их интересы – и комплексы, которых у России, Франции, Китая не больше и не меньше, чем у США.
Вероятно, тогда и России стало бы проще приостановить курс на дистанцирование от США. Курс – плод накопившихся обид на американскую политику односторонних действий и одновременно результат подсознательного стремления русских «вести себя так же, как американцы». Буш и Путин в дипломатии – хоть и не «близнецы-братья», но все-таки вполне «близкие родственники». Только в силу грандиозности ведомых ими стран, «сродство» двух лидеров смотрится менее гротескно, чем претензии подражать им обоим со стороны игроков второго и третьего плана – от Ирана до невезучей, милой русскому сердцу и тоже теряемой Грузии.
Сейчас необходимы неформальные и доверительные переговоры четырех (но может быть, пяти) стран, прямо причастных к корейской ситуации. Нынешнее северокорейское руководство – реальность, которую следует принимать во внимание, нравится она или нет. Но КНДР противопоставила себя даже тем, кто работал с ней по-партнерски. Чрезмерно напористая военная и внешняя политика этой страны начинает угрожать безопасности дальневосточных регионов России. Реальности в мировой политике имеют свойство меняться. Важно сделать процесс изменений разумно управляемым.
|