Советник премьер-министра Украины Анатолий Зленко: "Россия хотела бы видеть Украину в тех структурах, строительство которых она инициирует" |
| 2006-11-08 11:42:11 Один из самых опытных украинских дипломатов, дважды экс- министр иностранных дел, советник премьер-министра и заместитель председателя "Украинского форума" Анатолий Зленко в эксклюзивном интервью "Известиям в Украине" рассуждает о судьбах отечественной дипломатии, о векторах украинской внешней политики, НАТО, Евросоюзе, Ташкентском договоре и ЕвроАзэС, о ядерном клубе и советах для власти предержащих.
вопрос: Анатолий Максимович, как бы вы оценили сегодняшнюю внешнеполитическую ситуацию? Какие ключевые моменты внешнего курса Украины — интеграция в Европу или создание Единого экономического пространства?
ответ: Я думаю, что сегодня внешняя политика является отражением и продолжением внутренней политики. Ситуация на сегодняшний день довольно необычная — мы чувствуем, что внешняя политика в какой- то степени теряет свою авангардную роль. Хотя, должен заметить, ранее внешняя политика всегда занимала ведущую роль в строительстве государства. Сейчас мы можем говорить о том, что внешняя политика стала яблоком раздора по таким важным внешнеполитическим векторам, как вступление Украины в НАТО и ЕС, с некоторыми нашими соседями, в частности, с Россией. Если говорить о внешнеполитическом курсе страны в целом, то он остается прежним. Этот курс был определен еще в 1998 году, когда бывший президент Украины Леонид Кучма выступил в Страсбурге и четко заявил о том, что стратегической целью Украины является вступление в Европейский Союз. Позже, в 2002-м, было принято новое решение о стратегическом сотрудничестве с НАТО, конечной целью которого является вступление в Североатлантический альянс.
в: Выступая на саммите НАТО, премьер- министр Украины заявил о том, что страна не спешит в блок и вступление возможно только через референдум, можно ли сказать, что это соответствует плану 2002 года?
о: Стратегический план Украины остается без изменений, но в нем появились некоторые моменты, не влияющие на реализацию курса в целом. Недавно в интервью немецкой газете премьер-министр Виктор Янукович заявил, что вступление в НАТО продолжает оставаться нашей целью. Но только когда мы убедимся в том, что действительно существует необходимый процент поддержки в обществе, тогда можно давать соответствующий сигнал. Я думаю, что и Альянс не выиграет от того, что мы втянем Украину в НАТО неподготовленной и разобщенной. Когда в 2002 году принималось решение о стратегическом сотрудничестве с НАТО, мы основывались на общественном мнении. Социологические опросы дали нам тогда такую цифру — почти 40% населения поддерживали НАТО, 17,2 % — были против, остальные не определились. За прошедшие четыре года в нашем обществе произошла глобальная трансформация. Видимо, не так проводилась информационная работа, полу- чилось необоснованное заострение внимания общества на этом вопросе и выплеск агрессии, возникавшей в ходе его обсуждения в СМИ. Все это внесло некий сумбур в общественное мнение. Я думаю, что было бы ошибкой тянуть наше общество силовыми методами в то, чему оно противится. В данном случае я поддерживаю мнение премьер-министра о том, что вступление в НАТО остается нашей целью, но необходимо выбрать самый удачный момент для ее реализации.
в: В Универсале национального единства говорится о том, что Украина стратегически стремится к НАТО, но решение принимается путем референдума. Когда нужно проводить референдум или хотя бы выносить этот вопрос?
о: В сложившейся ситуации не нужно вводить друг друга в заблуждение. Вы ведь понимаете, что в результате референдума, если он состоится сейчас, мы получим отрицательный результат. Если будет проведена соответствующая работа и референдум состоится, скажем, через год — результат может быть совсем другим. Мне кажется, что на сегодняшний день во внимание не принята существующая реальность и не принимаются адекватные меры для исправления положения. Наша государственная машина должна заработать на полную мощь не только в пропаганде. НАТО также должно пойти навстречу, так как это было в 1990-х годах, когда предоставлялись помощь и материально-техническая и на реформирование вооруженных сил, и народно-хозяйственным объектам, и на ликвидацию некоторых запасов боеприпасов…
в: Вы считаете, условие членства в НАТО или хотя бы выполнение плана предварительных действий является обязательным для вступления Украины в Европейский Союз, или это две программы могут идти параллельно?
о: Расширение НАТО — это процесс, прежде всего политический, поэтому шансы Украины присоединиться к нему более вероятны. За исключением некоторых проектов программ, связанных с реформирование вооруженных сил, адаптацией военнослужащих и выделением определенных социальных условий, политически мы готовы присоединиться к Альянсу. Но вместе с тем, когда мы присоединяемся к НАТО, то окажемся в группе демократических государств. А это в свою очередь зацепка, которая будет подтягивать наше государство к европейским стандартам. Поэтому определенная связь между вступлением в НАТО и ЕС есть, однако это совершенно разные процессы.
в: Как сегодня развиваются отношения с Россией? Реально ли совмещать эти два вектора — вступление в НАТО и ЕС и остаться стратегическим партнером России?
о: Я всегда выступал за добрососедские отношения с нашими соседями. Необходимо создавать климат, который бы способствовал развитию нашего государства. Россия — это большое самостоятельное государство, с которым многие европейские страны стремятся строить нормальные отношения. Поэтому Украине как ближайшему соседу ничего другого не остается, как развивать отношения, которые основываются на взаимопонимании, уважении, равноправии, доверии, что даст основу строить перспективу сотрудничества между нашими странами. К тому же Российская Федерация стремится к нормальной работе с Украиной. И заявления, которые звучали со стороны российской делегации во время заседания комитета по вопросам экономического сотрудничества, это доказывают.
в: Можно предположить, что Россия будет пытаться "затащить" Украину в Ташкентский пакт и ЕЭП?
о: Скажу откровенно и, наверное, это ни для кого не секрет, что Россия хотела бы видеть Украину в тех структурах, строительство которых она инициирует, — это ЕврАзЭС, Договор коллективной безопасности и другие организации, появляющиеся на пространстве бывшего СССР. Но, как я уже говорил, внешнеполитический курс Украины определен, и я думаю, что тут уже сдвига не будет. У России есть возможности, есть рычаги влияния и даже давления. Глав- ным рычагом на сегодняшний день являются энергоносители. Сегодня вопросы решают энергоносители, и именно этот рычаг, которым владеет Российская Федерация, оказы- вает огромное влияние и на поднятие авторитета этого государства, и на определение сфер влияния.
в: Правильно поступила Украина, отдав ядерное оружие и тем самым автоматически вычеркнув себя из клуба больших стран?
о: Мне вспомнилась цитата бывшего посла Америки в СССР, известного Джека Мэтлока, который после распада Союза часто приезжал в Украину и говорил о том, что во взаимозависимом мире успешная внешняя политика должна просчитываться. Когда мы были на заре нашей независимости, очень остро встал вопрос о ядерном оружии — нам нужно было разумно распорядиться ядерным арсеналом, который находился на территории Украины. Наша страна тогда воспринималась как непредсказуемый "монстр с ядерной дубинкой, который стоит на слабых куриных ножках" и может влиять на расклад мировых сил. Необходимо было не нарушить каноны и правила игры, которые уже существовали, чтобы выглядеть цивилизованной страной. Нами был подготовлен так называемый Лиссабонский протокол, принятый 23 мая 1992 года. Этот протокол узаконил Украину как собственника ядерного оружия. Позже в Москве состоялась трехсторонняя встреча президентов США, России и Украины, положившая начало ядерному разоружению нашей страны. Закончился процесс 1 июня 1996 года, когда из Украины был вывезен последний ядерный боезаряд. Мы не сожалеем о принятом решении, потому что нельзя сказать, правильным оно было или неправильным, потому что другого выхода не было. Украина не выдержала бы международного давления и изоляции на начальном этапе становления независимого государства.
в: Что вы советуете премьер-министру, как часто встречаетесь?
о: Институт советников премьер-министра находится еще в процессе становления, я занимаю должность советника по специальным международным вопросам. И буду делать все возможное для того, чтобы имидж нашего государства и правительства был на соответствующем уровне. Меня, прежде всего, интересует мое государство, чтобы оно было крепким, уважаемым и к нему тянулись новые партнеры, вкладывались инвестиции… Мы не хотели бы, чтобы наша страна переплеталась в сознании с притчей, связанной с судьбой летучей мыши. Птицы отказываются признать летучую мышь, ибо она все-таки была мышью. Но и мыши отказываются признать ее своей, ибо она все- таки летала… Я хочу, чтобы Украина принимала верные решения, и согласен с Биллом Клинтоном, экс-президентом США: "У меня есть противники — цинизм, апатия, разобщенность и сладкоголосые песни простых, но неверных решений".
|