2007-01-09 19:12:06 Белоруссия навязала России полномасштабную нефтегазовую войну. Поставки российской нефти через Белоруссию и далее в Европу полностью остановлены. Европейские потребители уже живут только на своих запасах и лихорадочно раздумывают о том, где еще можно закупать сырье, пусть и дороже. Повод к "боевым действиям" нашли белорусы. 31 декабря Минск без всяких предупреждений и вопреки всем договоренностям ввел доселе невиданную пошлину - за право транзита российской нефти через свою территорию. Россия платить категорически отказалась. Когда же белорусы начали отбирать нашу нефть, якобы в оплату пошлины, кран пришлось перекрыть. Во вторник переговоры продолжались весь день, но безрезультатно. Нефть в Белоруссию так и не поступает.
Каждый новый год у нас начинается весело. В прошлом году мы прекратили поставки газа на Украину, а теперь пришлось лишить нефти Белоруссию. Казалось, ничто не предвещало беды. За несколько минут до Нового года мы подписали с белорусами соглашение о цене на газ в 2007 году и вздохнули было свободно. Зря радовались. Соглашаясь на невыгодные для них условия газового контракта, белорусские чиновники наверняка ухмылялись. Они уже знали, какой сюрприз ждет Россию.
Весь последний месяц в Минске боролись за российский газ, но и про нефть не забывали. А с ней дела у белорусов, как выяснилось, шли из рук вон плохо. Напомним, еще в декабре Россия ввела экспортную пошлину на нефть, поставляемую в Белоруссию, в размере $180,7 за тонну. Точно такую же пошлину платят все зарубежные страны, но раньше для Минска, как для братской страны, все было по-другому. Мы поставляли туда нефть без пошлин, а белорусские власти ее перепродавали. При этом они должны были отчислять в наш бюджет 85% от размера пошлины при перепродаже сырья далее в Европу, но отдавали лишь половину. Российский бюджет, по данным экспертов, ежегодно недосчитывался $2 млрд. Теперь Белоруссия платит как все.
И ей это страшно не нравится. Страна вдруг резко потеряла огромную часть своих доходов, и Александр Лукашенко решил действовать наобум. В ответ на введение пошлин Белоруссия ввела свои пошлины. Правда, такого налога история еще не знала. Минск придумал плату за само право транзита. В России были ошарашены. Пошлина может взиматься только с товаров, которые либо производятся, либо потребляются на территории страны, изумились в Минэкономразвития. К тому же размер этого "оброка" оказался просто грабительским — $45 за тонну, то есть почти четверть от нынешней таможенной пошлины, которую платят нефтяники в российский бюджет.
Россия несуществующий в природе налог, естественно, платить отказалась, за что и была "наказана" отбором нефти, предназначенной для европейцев. Тут уж "Транснефти" (в ее собственности находятся все трубопроводы в России) не оставалось ничего иного, кроме как завинтить кран. Белорусы, поняв, к каким последствиям могут привести их оригинальные решения, тут же засуетились. В среду в Москве ждут премьер-министра Сергея Сидорского, но российские чиновники подчеркивают: успеха не будет до тех пор, пока транзитную пошлину не отменят.
Во вторник в Кремле Владимир Путин провел экстренное совещание по поставкам нефти в Белоруссию. "Нужно договариваться", — отрезал президент. "Необходимо сделать все, чтобы обеспечить интересы западных потребителей", — подчеркнул он.
Россия и так была чересчур добра со своим соседом. Убытки России из-за газовых соглашений с Белоруссией составят $3,3 миллиарда. "Это является платой России за переход к рыночным отношениям и прямой поддержкой белорусских коллег", — заявил Владимир Путин. Белоруссия же, напротив, считает, что установленная цена на газ недопустима. Белоруссия и "Газпром" подписали соглашение, по которому мы будем продавать 1 тыс. кубометров газа не за $46,7, а за $100. При этом в течение трех—пяти лет стоимость газа для Белоруссии сравняется с общеевропейской, то есть будет не менее $230—250 за 1 тыс. кубометров. Кроме того, российскому концерну теперь принадлежат 50% акций "Белтрансгаза" — в течение четырех лет "Газпром" выплатит за этот актив $2,5 млрд ($625 млн ежегодно).
"Дружба" все равно вымрет
Что нас связывает с Белоруссией стратегически? Если не принимать во внимание военное сотрудничество, поставки газа и нефти через эту республику будут снижаться. "Газпром" строит газопровод по дну Балтийского моря и рассчитывает построить несколько веток в сторону Китая. В восточном же направлении ведется строительство грандиозного нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий океан", в то время как "Дружба" доживает последние дни. "Транснефть" активно наращивает экспорт через российский порт в Приморске, через Новороссийск, через Высоцк, Туапсе. Сейчас ведется строительство нефтепровода "Бургас—Александруполис", который позволит не только разгрузить Новороссийск, но и увеличить поставки в Южную Европу на 30 млн тонн нефти ежегодно.
Но это в планах. Между тем пока через "Дружбу" идет почти 30% всего нефтяного экспорта — в прошлом году транзитом ушло 70 млн из 233 млн тонн нефти всего экспорта из России. Такое количество компенсировать пока невозможно.
"Неудобно взрослую даму звать "цыпочка"
Если поставки нефти по белорусскому направлению не будут возобновлены, это может привести к необходимости снижения добычи российской нефти, считает министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. В среднесрочной перспективе найти обходные пути возможно, но за день-два этого не сделать, а все имеющиеся мощности загружены. Пока недостающая нефть в европейские страны будет поставляться преимущественно по железной дороге.
Христенко признает, что существовавший до недавнего времени между Белоруссией и Россией режим экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты был "политическим решением, поддерживающим и белорусскую экономику, и их предвыборные баталии". Именно прекращение подобной поддержки (тоже, выходит, сугубо политическое решение) Христенко и считает одной из главных причин разгоревшегося конфликта. Российскую мотивацию он образно объясняет так: "Ну неудобно взрослую даму все время звать "цыпочка", и мы белорусскую сторону давно предупредили, что будем обращаться к ним так же, как ко всем". То есть без преференций и косвенных дотаций, которые так симпатичны Минску. Христенко уверяет, что к возможной критике российское правительство готово: "Да мы давно привыкли к тому, что, когда мы продаем ниже рыночных цен, в Европе кричат, что мы подкупаем соседей, а когда переходим на рыночные — кричат, что шантажируем".
"Для того чтобы все могло спокойно вернуться в русло договоренностей, существовавших раньше, надо прежде всего отменить те решения белорусской стороны, которые я не могу назвать адекватными", — так Христенко ответил на вопрос "Известий" о том, что необходимо для возобновления прокачки. "Возможно ли введение каких-либо санкций против Белоруссии за нарушения условий транзита?" — спросили "Известия" у министра. "Ситуация не останется без исков, причем как со стороны потребителей, так и со стороны компаний-транзитеров", — заверил Христенко.
Тем не менее понятно, что только возможными судебными претензиями дело не ограничится. Путин во вторник на совещании с членами правительства заявил: "Поручаю правительству выработать комплекс мер, направленный на защиту российской экономики, этот комплекс касается всех аспектов взаимоотношений с нашими партнерами, в данном случае с Белоруссией". Христенко во вторник это поручение разъяснил так: министры должны будут составить свои списки ставших необоснованными преференций для Белоруссии, так что нефтяная история продолжится и в других сферах.
Хроника нефтяной войны
8 декабря 2006 года российское правительство устанавливает с 1 января 2007 года пошлину при ввозе на территорию Белоруссии нефти в размере $180,7 за тонну.
1 января 2007 года Белоруссия объявила, что устанавливает свою пошлину — за транзит по своей территории нашей нефти в размере $45 за тонну.
6 января 2007 года главе "Транснефти" Семену Вайнштоку приходит повестка в суд по обвинению в том, что его компания не платит белорусских пошлин. Начинается незаконный отбор российской нефти в счет уплаты пошлин.
7—8 января 2007 года "Транснефть" самостоятельно прекращает поставлять сырье в нефтепровод "Дружба".
8 января остановлены поставки нефти в Словакию и Венгрию по южному ответвлению нефтепровода "Дружба".
"Дружба" кончилась
Екатерина Григорьева
"Зависть — страшная вещь. Кому-то неймется из-за того, что мы, не имея богатств, привели страну в порядок за короткий промежуток времени. Кому-то очень хочется опустить Беларусь до того уровня, из которого мы выходили. Этого никогда не будет. Мы все преодолеем". Это трактовка происходящего в изложении Александра Лукашенко. Поименно завистники не названы, но в этом и нет необходимости — понятно, что только одна страна может использовать рычаг отсутствия-наличия "богатств", под которыми Лукашенко явно подразумевает энергоресурсы.
Простым соседом Лукашенко никогда не был. Он давно предупреждал: если Россия решит изменить экономические условия для Белоруссии, то за ответом дело не станет. И главный рычаг — транзит. От того же газа до едущих на автобусную экскурсию в Европу российских школьников. Школьников, впрочем, вряд ли кто-нибудь тронул — Лукашенко очень любит роль защитника прав простых граждан. А, например, угрозы в адрес железнодорожных и автомобильных грузовых перевозок несколько лет назад уже звучали. Но в них Москва видела скорее фигуру речи, нежели реальную перспективу — при всех своих странностях Лукашенко, с точки зрения Кремля, все-таки выглядел гарантом стабильности и именно поэтому получал молчаливую поддержку на выборах.
Нынешняя торговая война резко и, видимо, уже необратимо изменила политический расклад между нашими странами. От привычного оптимизма отказались даже депутаты союзного парламентского собрания: "Под угрозой оказались все позитивные результаты в экономическом, политическом и гуманитарном сотрудничестве, а также в сфере совместной оборонной политики, которые были достигнуты за последние десять лет". Депутаты правы: после такого конфликта уже невозможно будет говорить о союзном государстве и соответственно об общем парламенте.
После подписания под самый Новый год газового контракта казалось, что Лукашенко все же остался в выигрыше: "Белтрансгаз" оценен по максимуму, цены на газ остались на минимуме. Единственное, что он мог предоставить в обмен, — это дружба, и не как название нефтепровода, а в самом прямом смысле. Еще до подписания контракта высокопоставленные источники "Известий" говорили: ситуация сложная, но "до боевых действий не дойдет". В том смысле, что за свою лояльность белорусский президент может получить гораздо более высокую плату, чем любой другой лидер, и Москва за это платить готова. Сейчас, при нефтяном конфликте, каждая из сторон отстаивает свою точку зрения: в перебоях с поставками виноваты не мы. Но важно даже не столько то, в каком именно месте пропала нефть. Главное — "боевые действия" все же начались, причем с обеих сторон вполне осознанно. Теперь вариантов два: либо Лукашенко сумеет выжить в уже совершенно изолированном государстве, без политической поддержки России, либо Белоруссия при поддержке соседей, далеких и близких, придет к выводу, что все-таки пора жить без Лукашенко.
Кто остался без российской нефти
Петр Иноземцев
Экспортная нефть по нефтепроводу "Дружба" прекратила поступать в Германию, Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию. Эксперты полагают, что эти страны не испытают серьезных проблем, если перебои будут временными и не продлятся более недели. Иначе им придется расконсервировать стратегические запасы. Лучше всех дела обстоят у Германии — немцы могут продержаться на своей "заначке" несколько месяцев. У других ситуация напряженнее: Чехия располагает резервами на 102 дня, Венгрия — на 90, Польша — на 80, Словакия — на 73.
В специальном заявлении руководства Еврокомиссии говорится, что прекращение поставок российской нефти в Европу через Белоруссию "не представляет непосредственной угрозы" для энергетики стран ЕС. И все же: на экстренном заседании Координационной группы по поставкам энергоносителей "будут рассмотрены вопросы энергетической безопасности ЕС, определены возможности получения дополнительных объемов нефти по альтернативным каналам". В первую очередь — из Норвегии.
Замминистра экономики Польши Петр Наимский назвал "беспрецедентными" действия официального Минска. По его мнению, разразившийся конфликт заставляет считать "ненадежным" восточное направление поступления энергоносителей в Европу. Если перебои продолжатся, то его страна будет вынуждена закупать танкерами более дорогую, но менее "политизированную" нефть в Норвегии.
Канцлер Германии Ангела Меркель тоже полагает, что страны ЕС должны меньше зависеть от поставок энергоносителей из России. Она видит выход в так называемом "энергомиксе" — более широком подключении к энергоснабжению ФРГ альтернативных производителей. Канцлер также дает понять, что готова пересмотреть отношение к атомной энергетике, от которой власти собирались отказаться.
Безопасность России не пострадает
Александр Садчиков
"Какие-то экономические, хозяйственные споры не должны повлиять на военное и военно-техническое сотрудничество между Россией и Белоруссией, между двумя братскими народами. Очень рассчитываю, что так оно и будет" — это позиция вице-премьера — министра обороны Сергея Иванова. "В любом случае безопасность Российской Федерации не пострадает", — убежден Иванов. Основания для такого заявления у главы российского военного ведомства есть.
Сейчас на территории Белоруссии находятся два российских военных объекта — это радиолокационная станция (РЛС) Космических войск России в Барановичах и узел дальней связи ВМФ в Вилейке. РЛС в Барановичах арендуется Россией по соглашению до 2020 года. За аренду Минск ежегодно получает $7—9 млн. Действительно, до декабря 2006 года эта станция была ключевым "игроком" в системе предупреждения о ракетном нападении (особенно после того, как была ликвидирована РЛС в Скрунде, Латвия). Она замыкалась (и пока замыкается) на так называемый ядерный чемоданчик президента России и дает возможность контролировать все ракетные пуски стран НАТО. Все это было важно до декабря 2006 года, пока в поселке Лехтуси (Ленинградская область) не была поставлена на боевое дежурство модульная РЛС "Воронеж-ДМ" — тем самым Россия закрыла "брешь" в противоракетной обороне северо-западного направления. В этом году аналогичная РЛС под Армавиром "прикроет" Россию с юго-запада. В этом случае станция под Барановичами утратит монополию на информацию.
Почти такая же история и с пунктом дальней связи с подлодками ВМС в Вилейке. Если Белоруссия "попросит" этот объект со своей территории, то Россия потеряет важное (но не ключевое!) звено в управлении силами ВМФ. В районе Новгорода и Краснодара находятся аналогичные станции для приема-передачи данных. Как говорят военные, "только намека" на прекращение аренды ($7—10 млн в год) достаточно, чтобы немедленно переключить системы связи на российские объекты.
Минск утверждает, что его системы ПВО прикрывают северо-западные границы России. Якобы это обходится в $40—60 млн и Россия эти расходы не компенсирует. В ответ Москва говорит о необходимости объединить системы противовоздушной обороны. Тогда обе страны смогут "видеть" в несколько раз больше. В рамках этого соглашения Белоруссия получит от России современные зенитно-ракетные комплексы С-300ПС. Кстати, четыре пусковые установки комплекса уже развернуты под Брестом. Так что если Минск начнет торг вокруг российских военных объектов и военно-технического сотрудничества, то вряд ли получит больше, чем имеет сейчас.
Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко:
"Россия в 1995 году отказалась от взимания экспортной пошлины на нефть при поставках в Белоруссию. Было подписано соглашение, которое устанавливало "синхронизирующие режимы установления экспортной пошлины на нефтепродукты". Российские ставки экспортных пошлин на нефтепродукты должны были автоматически устанавливаться на белорусско-западной границе. Однако в 2001 году белорусская сторона в одностороннем порядке вышла из этого соглашения и с этого момента устанавливала режим экспортных пошлин на нефть самостоятельно (ставки устанавливались в 2—3 раза ниже, чем российской стороной. — "Известия"). Это привело к тому, что это направление стало неким офшором, пылесосом, который создавал необоснованным образом преимущество исключительно для белорусских нефтеперерабатывающих заводов, что исказило всю картину по регулированию потоков нефти и нефтепродуктов".
Глава Минэкономразвития Герман Греф:
"Решение Белоруссии о взимании платежа за транзит российской нефти беспрецедентно в мировой практике, оно нарушает два двусторонних соглашения между Россией и Белоруссией и соглашение о транзите между российской "Транснефтью" и ее белорусскими коллегами, то есть таким образом нарушаются три уровня договорной базы. Кроме того, в международной практике таможенные пошлины подразумеваются либо импортные, либо экспортные. В данном же случае этот платеж мы не можем рассматривать ни как импортную, ни как экспортную пошлину — в пункте 1 постановления правительства Белоруссии говорится о введении пошлины на транзит через Белоруссию, а во втором пункте — о том, что оформлять его необходимо только российской "Транснефти". Получается, это целевая пошлина в адрес одной компании".
|