О «Вокзале для двоих»... 25 лет спустя | | 2006-12-04 19:42:03 Снежок падал на плечи, малый процент попадал в глаза. А мы искали ресторан «Вокзал».
- Где же эта улица, Сущевская? – вопрос.
- Идите вперед, свернете у светофора. После пройдете метров 500 вдоль переулка. Там еще арочка такая... – проговорила девушка, закрываясь палантином от малого процента снега.
И мы шли вперед, и вдоль переулка шли. Потом уже на звуки оркестра.
- Теперь точно не потеряемся. Нам сюда, к «Вокзалу», – заметил Анатолий.
Здесь - люди в форме, с трубами, играющие марш, словно на прибытие поезда. По крайней мере, такие ассоциации с поездом возникают. Ты - на вокзале в городе Заступинске. Впрочем, как говоривали в фильме «Вокзал для двоих», «вся наша жизнь – вокзал ожидания». Туда мы и отправились. В ресторан «Вокзал», где в вечер 19 ноября проходило празднество по случаю 25-летия начала съемок фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих».
Внутри все выглядело иначе, и на вокзал в общем-то не похоже. Этот «Вокзал» особенный: здесь к прибытию поезда, следующего по курсу «Заступинск – Москва», готовились 25 лет, если позволите. Носильщиков нет: «Перевозка вещей! Воспользуйтесь услугами носильщика!». Зато в том же множестве журналисты: «Интервью у актеров! Воспользуйтесь услугами журналиста!» Воодушевленные путешественники – актеры, снимавшиеся в фильме, и просто поклонники творчества режиссера Эльдара Рязанова. С кадров «Вокзала для двоих» - Олег Басилашвили, Алла Будницкая, Ольга Волкова, Александр Пятков. Поклонники фильма – певец Вилли Токарев, режиссер Николай Скуйбин, актеры Александр Песков, Ольга Спиркина, Юрий Думчев, Ольга Сидорова, Александр Числов, Алиса Антипова, Игорь Гаспарян, Валерия Ланская, знаток Александр Бялко. Однако не оказалось на вечере режиссера фильма Эльдара Рязанова. Он другим поездом отправился: прямиком на съемки «Карнавальной ночи».
- А я очень рад, что спустя 25 лет фильм смотрят, помнят, любят. Это свидетельство того, что «Вокзал для двоих» не что-то мгновенное, единоминутное... – так пронеслось в голове у Олега Басилашвили. Так и начал.
После продюссер и режиссер Александр Изотов провел кинопробы для фильма «Вокзал для двоих-2». Молодые актеры сыграли знаменитые сцены из фильма: торговлю дынями, проезд героев по улице на тележке носильщика, сцену игры героев на аккордеоне. Как заверили организаторы праздника, пленка с пробами по окончании вечера была доставлена Эльдару Рязанову.
«С язвой дома сидят, с язвой по ресторанам не ходят…» - всплыло у меня в голове, когда натянула берет и «поставила на место» тяжелую входную дверь. Оказалась на улице. Оркестр уже не играл: музыка внутри. А здесь - снежок. И рекламный щит перед глазами: «Даша Морозова в роли Людмилы Гурченко». И подобие актрисы, прекрасной, чудесной актрисы, которая вместе с режиссером, другими актерами подарила зрителю «Вокзал для двоих». Фильм вышел на экраны в 1982 году. А в 1983-м кинолента была признана лучшим советским фильмом.
Асия Халитова
* * *
Жизнь порой жестока. Она заставляет нас отказываться ценить маленькие радости. Тот, кто раз слетал в родной город самолетом – уже не хочет тратить время в поезде. И упаси бог Вас, садиться в «бизнес-класс» – после этого летать «экономом» превратиться в муку, на всю жизнь. А когда личный водитель заболел, приходится ехать на метро: и это тоже адская мука. Ведь было же время – в далеком 1993 году, как первый раз приехал жить в Москву. Ходил в метро – как в музей, все было так красиво, интересно. Даже научился выживать в толкучке – когда приходилось ездить через станцию «Спортивная». Заходишь на «Парке культуры» в глаженном костюме и полированных ботинках. Выходишь – весь мятый, затоптанный. Что ж, не стой, там, где выход. Иди в середину поезда, где народу поменьше.
Люблю старые советские фильмы. За то, что вроде и спецэффектов нет, и кадры затянуты, и диалоги старомодные... Но сколько же в них креатива, энергии, энтузиазма. Столько афоризмов на один квадратный метр пленки. Мы давно уже забыли старое поколение артистов. Кто-то иногда появляется в кадре, но не они сегодня вершат судьбу российского синематографа. А тут вдруг видишь их вживую, и чувствуешь, что попал домой. Назад, в родной город. Знакомые, родные лица, не всех можешь вспомнить по имени, но ведь по названию роли не обратишься же к человеку. Что бы вдруг не обидеть. Все ж не из «дяревни», а интеллигенция, кажись, в третьем поколении.
Воскресное утро начинается внезапным звонком легендарного шоумена Олега Назарова. «Толя, не спишь? Забыл предупредить… ресторан «Вокзал», недавно открылся… будет классно, приходи…». Смотрю на часы – 9:10. В иное воскресенье – убил бы. Но сегодня с семи на ногах, пишу книгу, креатив так прет. Но не целый же день сидеть дома, надо же куда-то выбираться. Мысленно командую себе: «Соберись, тряпка! Хватит кукситься дома, книжный червь! Вперед, на свежий воздух!» А в ответ… «Да, приду! 90%, если других дел не будет (если не одолеет воскресная лень). Не один приду, с кем-то из редакции». Сказал, и подумал про выходной день. Решил дождаться 12:00. Как и ожидалось, тяжелые недуги или давно сформированные планы наповал скосили мою редакцию в почти полном составе. Получив третий отказ, я закрыл глаза и подумал, а с кем бы из наших спецкоров я мечтал сходить на это мероприятие. Образ оказался столь однозначным, что я сразу набрал номер. А, получив согласие, почувствовал себя невероятно счастливым.
И вот мы идем. От метро – по осеннему морозцу, падают снежинки. Мы ищем ресторан «Вокзал». Надо было, конечно, идти от «Новослободской». Мы делаем крюк и внезапно находим улицу. А потом по слабым звукам уносимой ветром музыки оркестра бредем в сторону ресторана. То ли по звуку находим, то ли внутри аккумулировался вкусный запах. Пока идем, обсуждаем творчество. Ведь рядом со мной восходящая звезда отечественной журналистики, победительница программы «Умники и умницы» Асия Халитова. Корреспондент «Международник.Ру» в стенах славного МГИМО, где Асия покоряет вершины профессионального мастерства на факультете международной информации.
В ресторане шумно, весело, демократично. Настоящий вокзал. В огромном количестве тусуются знаменитости, а тут же в зале (за простой перегородкой) обыкновенные рядовые посетители во всю глазеют на разворачивающееся действо. Любимые с детства актеры в три ряда окружены телевизионными камерами, купаясь в лучах былой славы и отражении софитов. Молодежь – узнаваемые артисты дня сегодняшнего – смотрит на этот аншлаг с каким-то детским восхищением, и неприкрытой восторженной завистью!
Количество телекамер явно не умещается в пространство ресторана. Сколько помню мероприятий – столько собирает, пожалуй, президент, да министр иностранных дел. Остальные не дотягивают, инфоповод мелковат. Но здесь же повод знатный! На всю страну! Ведь не каждый же день празднуется 25-летие со дня начала съемок легендарного фильма, а также редко попадешь на настоящий кастинг для картины, которая обещает стать эпохальной. Анонс съемок «Вокзала на двоих – 2» вызвал переполох в медийной среде. Режиссер Александр Изотов («Московская жара», 2004), с довольным видом попыхивая огромной кубинской сигарой, загадочно отшучивался от вопросов по поводу сюжета нового фильма.
Мимо нас прошла Алиса Антипова, великолепный типаж современной исконно русской красавицы. Тут же слышится обрывок разговора: "Ну, да! Точно говорю, именно ее утвердили на роль главной героини. Ну, той, которая дочь Гурченко, т.е. ее героини. Действие-то происходит в сегодняшние дни".
Беру со стойки бокал с душистым коньяком «Старый город» и становлюсь в сторонку, чтобы не быть раздавленным снующими туда-сюда операторами. И тут вижу уже упомянутого Олега Назарова. Конечно, я видел Олега во всяких амплуа. Даже в роли вавилонского жреца бога Мардука. Но представить его начальником станции в мундире железнодорожника и тельняшке – никак не мог. Тельняшка, оказалось, была та самая, в которой сам великий Никита Михалков снимался 25 лет назад в «Вокзале на двоих». Кто-то ж, однако, бережно хранил раритет! Сразу понимаешь, что человеку со столь могучим телосложением, как у Олега, нужно быстро завязывать с интеллигентностью. И работать на свежем воздухе! В структурах РАО «РЖД». Глядя, с каким восхищением смотрят на друга молоденькие актрисы, достаю из кармана мобильник и набираю своего тренера. Договариваюсь, что после вечеринки – сразу иду в спортзал, сбрасывать излишки веса и качать мускулатуру. Все-таки умел Михалков находить себе великие роли… Кажется, тельняшка, стильная форма, силища простого мужика! И зрителю уже есть куда стремиться!
Впрочем, интеллигентность на кастинге была совсем неуместна. Новое поколение артистов в трогательной манере пыталось копировать (правда, на современный манер) старые сцены о главном. Вот Александр Песков и Ольга Спиркина едут по улице на тележке. Беседуют за жизнь, останавливаются на светофоре… Или другая сцена. Огромный Юрий Думчев пытается продать сочные дыни Валерии Ланской. А искрометный Игорь Гаспарян чисто-конкретно наезжает на нашего героя, угрожая вызвать «Ахмета» и милицию, если ему не уступят дыни по дешевке…
А самым ярким украшением вечера стали песни легендарного Александра Пяткова. Александр пел эстрадные песни, заводил на аккордеоне, лихо играл на гитаре.
В сторонке общались несколько бизнесменов в неброских дорогих костюмах. Подчеркнуто экстравагантно выделялся, пожалуй, лишь владелец компании «Пицца Фабрика» Александр Гринёв. Что ж – возможно, именно они и стали спонсорами и соинвесторами нового фильма…
Удивительное место вокзал! Встретились, пообщались, ощутили духовную близость, нервно взглянули на часы и поезда развезли Вас в разные стороны. Может, вы никогда друг друга больше не увидите. Или, наоборот, не сможете друг без друга прожить. А что до маленьких радостей – метро, друзья, это отнюдь не так плохо! Вот, герои же фильма ездили на простой вокзальной тележке. Один раз в жизни и я так ездил – впечатления, надо сказать, совершенно особые! Но это повод для другой – безумно смешной, поучительной, трогательной и грустной истории.
Прошла неделя. Усталый и голодный, вновь я добрался до «Вокзала». Обжорка здесь вполне демократическая, кормят вкусно, а цены доступные! Приходите, не пожалеете!
Анатолий Баташев
|