2006-12-10 00:44:37 Субъективные заметки о Британских островах - 17.
Как и всякий серьезный город в Королевстве, Кардифф отсчитывает свою историю от римлян. Что бы тут без Pax Romana вообще делали? Наверное, до сих пор друг за дружкой гонялись бы с бронзовыми топорами, невнятно ругаясь по-кельтски. Но пришли завоеватели, построили в основании глубокой бухты крепость Caer Dydd, которая потом досталась норманнам, научили диких валлийцев читать и молиться Триединому. Так и пошло…
Откровенно говоря, статус города Кардифф получил только в 1905 году, а столицей Уэльса стал в 1955. И мнит себя Кардифф столицей независимого государства, никак не меньше. Все надписи на двух языках, по-английски и по-валлийски, соревнования по регби – Франция против Уэльса, у Уэльса собственная гордость и так далее. А сам город, заметьте, несмотря на все усилия маркиза Бьюта так и сохранил свой размеренный, неторопливый темп: чуть выедешь за пределы центра и потеряешься среди сонных каменных домиков, оплетенных цветущими кустами. Но – по порядку.
Маркизы Бьют, наглые шотландцы, были в Кардиффе самыми главными. Один из маркизов, предприимчивый и пронырливый тип, в начале девятнадцатого века стал добывать уголь на принадлежащих ему территориях. И, естественно, торговать им. Вот тут-то и пришла ему в голову мысль отправлять суда с углем из такой удобной гавани Кардиффа, тогда довольно крупной деревни. Вскоре Бьютам принадлежало уже полгорода, в том числе и норманнский замок. Третий маркиз стал его перестраивать, и, откровенно признаться, если б я не знала, насколько маркиз был знатен и интеллигентен, решила бы, что всю эту позолоту и попугаев развел какой-то толстый нувориш с тяжелыми перстнями на пальцах. Интерьеры действительно получились впечатляющие. Огромные камины. Росписи (даже в детской). Высоченные потолки резного дерева под стиль мудехар. Витражи. Укрепленные перед окнами сияющие хрустальные шары. Сад на крыше. В столовой раздвижной стол с дыркой: под столом устанавливалась принесенная из оранжереи кадка с виноградной лозой, и семейство Бьют за обедом лениво пощипывало виноградинки прямо с куста. Обои ручной работы – из Франции, мрамор - из Калифорнии. Зимняя и летняя курительные комнаты. Спальня в зеркалах. Библиотека – ах, эта библиотека! Маркиз читал на двадцати двух языках и до смешного гордился этим: куда ни глянь, в интерьере везде надписи по-гречески, сирийски, египетски, на иврите и латыни… А еще маркиз любил животных: Арабская комната вся в попугаях, Курительная – в бабочках, Банкетный зал – в птицах и рыбах… В Малой столовой кнопку для вызова прислуги держит в зубах смешная обезьяна. И все это сияет золотом, яркими красками, наполнено светом и по стилю напоминает хоромы на Якиманке. Что поделаешь – такое было время, после строгих темных красок Академии британцам захотелось чистых и ярких тонов а-ля прерафаэлиты и лорд Лейтон.
Закончить замок маркиз не успел. Умер. А старший сын его, никогда особенно не любивший Кардиффский замок, подарил его городу. И то сказать – кончались сороковые, маркизы беднели, и восьмой по счету замок уже стал казаться лишним. Город почесал в затылке, но дар принял. Теперь уже Senatus et populus думают, как бы все это великолепие поддержать в должном виде.
А на лужайке перед главным зданием замка бродят павлины. Весна! – павлины распускают хвосты, флиртуя с застенчивыми, но кокетливыми курочками. За их хвостами не сразу и заметишь стоящий на холме норманнский донжон с развевающимся бело-зеленым флагом, суровый памятник суровым временам. Но теперь холм золотится нарциссами, а с верхнего уровня донжона открывается вид на Национальную арену, ощетинившуюся растяжками крыши. Кардифф – современный город; кроме замка, в нем осталась только одна приходская церковь 15 века с великолепной готической короной на башне.
Рядом с замком – Национальный музей. Знаете, меня умиляет способность британцев из любого количества экспонатов устроить краеведческий музей по принципу «каши маслом не испортишь». Налево пойдешь – акулу найдешь, налево пойдешь – к импрессионистам попадешь, а прямо пойдешь – в магазине пропадешь. Разве что Лондон этого безобразия избежал… да и то, если вдуматься, не зря V&A, Музей Науки и Музей Природы стоят в Кенсингтоне бок о бок… ой, не зря…
Музей в Кардиффе, впрочем, симпатичный. Хит коллекции – скелет кита и живые муравьи, за которыми можно наблюдать часами. Еще музей гордится собранием импрессионистов, и, в общем, не напрасно. Очень хорошая подборка Моне, славный Сислей и Ренуар… немного понт-авенцев… Специфический вкус собирателей сильно повлиял на содержимое живописных коллекций. Импрессионисты все туманно-загадочные, даже безумно яркий, в принципе, Вламенк – и тот какой-то сине-зеленый. Элегичное собрание, одним словом. А еще в музее есть дивный Тернер, симпатичный портрет таитянина, которого привез в Англию Кук, портреты строгих пуритан семнадцатого века – в золотом шитье, но с черепом в руках, местные неплохие художники. А еще – масонский фарфор, кельтские кресты, римское стекло и самая большая в мире черепаха.
А потом - тихий район Лландаф на окраине города. Лландаф не подвел: яркое солнце, пронзительно ароматный воздух, цветы, аккуратные домики и руины епископского дворца – до Реформации Лландафский собор был пристанищем мощей местного святого, и место сие приносило епископам знатный доход. После того, как паломничества запретили, собор стал разрушаться, и только в восемнадцатом веке его, наконец, стали восстанавливать. В итоге собор представляет собой удивительное напластование архитектурных стилей. Романские арки, готические звездчатые своды, башня восемнадцатого века, витражи работы Берн-Джонса и компании, огромная композиция «Христос во славе» середины двадцатого столетия и совсем новенькая купель «ностальгия по викингам».
И, наконец, Кардиффская гавань. Когда-то грязная, деловая, оживленная, со множеством контор, напоминающих по стилю музей Ленина в Москве. Но угольные шахты давно закрыты, и теперь это район разбросанных в художественном беспорядке якорей, район кафе и магазинов с видом на залив и множеством современных скульптур: то обезьяна лукаво смотрит вниз с красного кирпичного наличника, то со скрипом проворачивается флюгер - помесь лодки и дирижабля. То, если глядеть против солнца, оживают силуэты вышедших на прогулку горожан пятидесятых годов. Он - с сигаретой, заплел ногу за ногу и смотрит в сторону горизонта. Она, в смешном платьице, сидит на парапете и смотрит на него. А между ними крутится лохматая собачонка. Но лучшая скульптура, пожалуй, - памятник торговому флоту: на боку лежит корабль, и если присмотреться, вместо киля у него печальное женское лицо. А еще в гавани стоят беленькая деревянная норвежская церковь, как будто из каталога "Икеи". Морской ветер, чаечки, и маленькие, но гордые валлийские корабли во главе с ярко раскрашенным катером-маяком.
Что ж – не взлетим, так поплаваем…
|