Митрополит Кирилл: "Настало время для диалога с сильными мира сего" |
| 2006-07-06 17:40:18 В среду в Москве Всемирный саммит религиозных лидеров принял итоговый документ и завершил работу. Форум был приурочен к встрече "большой восьмерки". Наш президент обещал донести до своих коллег выработанные в Москве рекомендации. В послании (о его содержании "Известия" подробно сообщили в среду) религиозные лидеры попытались дать ответы на такие острые вопросы современности, как борьба с терроризмом, защита прав человека, справедливое распределение богатств и охрана окружающей среды. Своим мнением об итогах конференции с обозревателем "Известий" Борисом Клином делится глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
известия: Владыко, не кажется ли вам, что принятый документ носит слишком общий характер?
Митрополит Кирилл: Если документ воспринимается как содержащий хорошо известные и бесспорные принципы, это величайшая победа саммита. На наш взгляд, мнение многих людей не совпадает с тем, что сегодня сказано в этом послании. Но оно свидетельствует об очень высоком уровне согласия мировых религиозных лидеров относительно ключевых проблем современности.
известия: В послании осуждается терроризм. Его осуждали и раньше. Но палестинцы, равно как и чеченские боевики, свои акции не считают террором. Что изменил саммит?
Митрополит Кирилл: На саммите произошло самое главное — терроризму отказано в использовании религиозной мотивации. Когда человек убивает себя и ближних и считает, что после этого он попадет в рай, то чем же самоубийцы мотивируют свои поступки, как не ссылками на веру? Никакими материальными благами невозможно компенсировать потерю жизни. Люди идут на смерть во имя защиты своих религиозных убеждений. Конечно, у представителей различных религий есть разное представление о том, что происходит на Ближнем Востоке и в России. И было бы невероятным предполагать, что, съехавшись в Москву на два дня, религиозные лидеры согласятся по всем проблемам. Но они сказали, что террор, агрессия и войны не могут иметь и не имеют религиозной мотивации.
известия: В документе говорится о справедливом распределении богатств. Впрочем, и этот принцип каждый волен трактовать по-своему. Можно ли его как-либо уточнить?
Митрополит Кирилл: Конечно, религиозные лидеры не могут сказать о том, какой процент ВВП должен идти на борьбу с бедностью. Есть страны, где ни один процент ВВП не может идти на борьбу с бедностью за пределами этих государств — так много у них своих проблем... Может ли Россия сегодня какой-то процент ВВП отдать на борьбу с бедностью в других странах при том, что за чертой бедности живет огромное число наших сограждан? Тема бедности находится в центре внимания мировых религиозных лидеров, и мы бы хотели, чтобы она была в центре внимания и мировых политических лидеров.
Сегодня во многих странах природные ресурсы контролируют транснациональные корпорации. В послании указывается, что каждый народ имеет право на использование своих ресурсов. Страны должны иметь возможность развивать для этого технологии. Тема природных ресурсов связана с темой справедливых торговых отношений. У нас, россиян, возникает много вопросов в связи с перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
известия: А поддерживаете ли вы вступление России в ВТО?
Митрополит Кирилл: Вступление в ВТО не должно быть самоцелью. Не стоит вступать только для того, чтобы выглядеть респектабельно в глазах западных партнеров. Как священник, я не могу сравнить все аргументы за и против, взвесить их. Для меня в сухом остатке должна быть очевидна явная экономическая польза.
известия: В документе говорится о защите нравственных ценностей и о возможности получения гражданами знаний о своей религии в школах. Значит ли это, что в дискуссиях о введении основ православной культуры в школах РПЦ может опереться на мнение мировых религиозных лидеров?
Митрополит Кирилл: Совершенно верно. Не только Русская православная церковь, но и исламская община, и другие. Церковь настаивала на преподавании основ православной культуры, но она никогда не исключала таких возможностей ни для мусульман, ни для иудеев, ни для католиков и протестантов... Нужно только найти правильный способ взаимодействия всех этих компонентов. Что же касается нравственной проблематики, то значение саммита в том, что он поддержал идеи, сформулированные на Х Всемирном Русском народном соборе. Сегодня идея прав человека и свобод в сочетании с нравственной ответственностью ясно выражена мировыми религиозными лидерами. По-другому и быть не могло: иного религии сказать не могут. Свобода ради греха и во имя греха — это рабство.
известия: Участники саммита говорили о создании нового международного межрелигиозного органа для выработки рекомендаций политическим лидерам. А непослушных политиков предлагали предавать анафеме. Что вы об этом думаете?
Митрополит Кирилл: В отношении анафемы это личная точка зрения одного из выступавших. Но настало время диалога с сильными мира сего. Если бы тема религии вышла на первый план до потрясших весь мир терактов, то, может, их и не случилось бы. Диалог с властью должен вестись на основе базисных ценностей, и это помогло бы политикам действовать более реалистично, а религиозным деятелям — сохранить нравственное влияние не только на личность, но и на общество. А платформу для такого общения на международном уровне могла бы предложить ООН.
|